Программа вн.д. Песочная сказка.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Песочная
сказка» разработана на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом МОиН России от 17.12.2010
№ 1897 (п. 18.2.2);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом МОиН России от
30.08.2013 № 1015;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 01.03.2019 № 95 «О внесении изменений в
порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, направленными МОиН РФ №08
– 1228 от 7 августа 2015 года (п.11, 12);
- Письмом Комитета по образованию от 23.03.2020 №03-12-259/20-0-1 «О направлении
методических рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации от
19.03.2020 по реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального
образования, дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации от
21.04.2020 г. по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях»,
утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 № 189;
- Методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации от
21.04.2020 г. по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
- Уставом
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ
Варнавинской СШ
- Учебным планом МБОУ Варнавинской СШ
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования
универсальных учебных действий, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025
года, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности,
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и
непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного
развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

По данным исследователей в области психологии в последние 10-летия увеличилось
количество детей у которых отмечается повышенное беспокойство, эмоциональная
лабильность, вследствие чего проблема эмоциональных нарушений и своевременная ее
коррекция становится актуальной.
Проблема детской тревожности, агрессивности является актуальной и для нашего
образовательного учреждения. Как правило, тревожные дети часто имеют низкую самооценку,
из-за чего у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. В подростковом
возрасте дети очень чувствительны к неудачам, остро реагируют на них и могут отказываться
от той деятельности, в которой испытывают затруднения.
В связи с этим появилась необходимость в работе с детьми с высокой тревожностью, с
психоэмоциональным напряжением и с низкой самооценкой. В ходе психокоррекционных
занятий будет использован метод песочной терапии. Данный развивающий метод направлен на
разрешение личностных проблем, снятие внутреннего напряжения с помощью песка и
психологической песочницы. Подобная терапия отражает мысли и настроение детей, позволяет
диагностировать неврозы, стресс. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку
ребенок ощущает покой и одновременно огромные возможности. Игра на песке служит
тревожному ребенку очень важной поддержкой, средством выражения себя на доступном
уровне.
Песочная терапия используется как терапевтическим, так и диагностическим методом.
Для детей — это способ рассказать о своих тревогах, страхах и переживаниях, преодолеть
эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может выразить свое
внутреннее беспокойство. Вследствие чего и возникают трудности в жизни ребенка. Песочная
терапия дает ему не только возможность перенести свои переживания и взглянуть на них
со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать и т.д.
Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть
негативизм, снять эмоциональное напряжение, снизить страхи.
Программа направлена на сохранение и укрепление психического здоровья школьников,
формирования у детей позитивного образа «Я», повышение уровня уверенности в себе,
снижение эмоционального напряжения, умение выражать свои эмоции и чувства, решает такие
проблемы у детей, как страхи, агрессию, решение конфликтных ситуаций с окружающими
людьми.
Противопоказания для песочной терапии:
- уровень тревожности очень высок;
- аллергия и астма на мелкие частицы и пыль;
- кожные заболевания и порезы на руках.
Цель программы – формирование у детей позитивного образа «Я», повышение уровня
уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, умение выражать свои эмоции и
чувства, справляться со страхами, агрессией, решение конфликтных ситуаций с окружающими
людьми.






Задачи:
Укрепление самооценки.
Развитие фантазии, творческого и критического мышления.
Снижение психофизического напряжения.
Актуализация эмоций, развитие умения выражать свои чувства и эмоции приемлемыми
способами.
Развитие навыков эффективного общения, конструктивного поведения в конфликтных
ситуациях.

Общая характеристика курса
Продолжительность курса 1 год (34 часа). Курс предназначен для учащихся 1-4 классов.
Режим занятий по 1 академическому часу один раз в неделю.
Основной метод работы – песочная терапия
Этапы работы
Ориентировочный
Этап прикосновений и игр на поверхности песка
Завершающий.
Форма занятий:
Групповая, индивидуальная.
Методы проведения занятий:
Игры, упражнения, арт-терапия, сказкотерапия.
Критерии отбора в группу:
1. Наличие конфликтных тенденций в поведении учащихся в течение нескольких месяцев,
которые отмечаются педагогами, родителями, одноклассниками.
2. По желанию.
3. Жалобы родителей, педагогов на повышенную тревожность, неуверенность ребенка,
плохое поведение.
Общие принципы взаимодействия
1. Принцип «комфортной среды»
Для успешности процесса необходимо, чтобы учащийся чувствовал себя комфортно и
безопасно. Исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию
и творческий подход.
2. Принцип «безусловного принятия»
Принятие внешнего вида человека, его физического состояния, жизненного опыта,
противоречий, ценностей, мотиваций, устремлений и желаний — все это является залогом
успешности консультирования. В песочной терапии мы принимаем все действия учащегося в
песочнице.
3. Принцип «доступности информации»
Все обращения, реплики, интерпретации и рекомендации, которые дает психолог, должны быть
сформулированы доступно для учащегося.
4. Принцип «конкретизации»
Согласно данному принципу, психолог стремится понять истинную причину обращения за
консультацией. Часто в консультативной практике заявляемая учащимся причина обращения не
является истинной.
5. Принцип «ориентации на потенциальный ресурс клиента»
Рассматривая проблему ребенка, параллельно психолог исследует его потенциальные ресурсы.
Информацию о потенциале психологу может дать рассказ о своем хобби, о том, что у него
получается лучше всего, о чем он мечтает, что делает его счастливым, что нового он приобрел,
столкнувшись с проблемной ситуацией и пр. В дальнейшем психолог формулирует свои
рекомендации и строит программу работы, ориентируясь на ресурс учащегося.
6. Принцип «интегрированности в социальную среду»
Если в процессе психологической работы изменения происходят резко, учащийся становится
дезадаптированным. Данный принцип предполагает заботу о ребенке не только в кабинете
психолога, но и далеко вне его стен. Психолог предупреждает и готовит ребенка к возможным
изменениям в окружающей его среде. Помимо этого, данный принцип предполагает
рассмотрение проблем ребенка в системе его социальных отношений.
Пять шагов организации игрового процесса:
Первый шаг - демонстрация песочницы,

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок,
Третий шаг – знакомство с правилами игры на песке,
Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкции,
Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.
Ожидаемые результаты
- Положительное влияние на эмоциональное самочувствие детей. Снижение тревожности,
агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке.
Получение ребенком опыта рефлексии, умение понимать себя и других. Закладка базы для
дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
- Важным показателем эффективности коррекционного воздействия является субъективная
оценка участников взаимодействия. Положительные отзывы, чувство удовлетворенности от
посещенных занятий являются положительным критерием в оценке эффективности
проделанной работы.
- Для администрации и педагогов образовательного учреждения критерием эффективности
является соответствие полученных результатов предъявленному запросу.
- Для родителей школьников критерием эффективности будет изменившееся в положительную
сторону поведение детей, уменьшение тревожности, агрессии в поведении детей.

Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ Варнавинской СШ, рабочая программа
рассчитана на преподавание в 1-4 классах в объеме 34 часа.
Количество часов в год-34 часа.
Количество часов в неделю-1 час.

Предметные, метапредметные и личностные результаты учебного
курса
Предметные результаты: в познавательной сфере (понимание значения искусства в
жизни человека и общества, восприятие и характеристика художественных образов,
представленных в произведениях искусства); в ценностно-эстетической сфере (умение
различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональное
состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу); в коммуникативной сфере
(способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений,
умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности); в
трудовой сфере (умение использовать песок как художественный материал,
трансформирование новых образов с использованием средств изобразительного
искусства и песочной анимации)
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• Определять последовательность действий.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
своей деятельности на занятии . Основой для формирования этих действий служит
соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей группы.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по
изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных
алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД •
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до
собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного
предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и
следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б)
учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу
проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика)
Личностные результаты:
в ценностно-эстетической сфере (эмоционально-ценностное отношение к миру, Родине,
природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений,
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и
явлений окружающей жизни; формирование ответственного отношения к обучению и
познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
развитие эстетической потребности в общении с искусством, творческих способностей,
наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, коммуникативных
навыков в процессе совместной практической творческой деятельности. в
познавательной сфере (способность к художественному познанию мира, умение
применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности); в
трудовой сфере (навыки песочной анимации).

№

Тема

Содержание учебного курса.
Содержание
Формы
Виды
организации деятельности
деятельности

1.

Здравствуй песок

Демонстрация песочного
поля, фигурок, знакомство с
правилами взаимодействия в
песочном пространстве

Беседа,
демонстрация

Манипуляции с
песком

2.

Рисунки на песке

Рисуем - 1 пальцем, большим
пальцем, ребром ладони,
кулаком (сбоку косточки), 2-мя
пальцами, ладошками – круг,
дерево, цветок, дом, кошку,
пляж, машину…

Беседа,
демонстрация,
обсуждение

Манипуляции с
песком

3.

Мое настроение

Создание на песке картину
своего настроения с
использованием фигурок

Манипуляции с
песком,
фигурками

4.

Мир, в котором я
живу

Создание на песке объемной
картины с использованием
фигурок

5.

Путешествие по
острову

Создание на песке объемной
картины своего

Беседа,
демонстрация,
обсуждение,
рефлексия
Беседа,
демонстрация,
обсуждение,
рефлексия
Беседа,
демонстрация,

Манипуляции с
песком,
фигурками
Манипуляции с
песком,

6.

Моя школа

7.

Мое любимое
место

8.

Моя семья

9.

Мой самый
лучший день

10. Мои страхи

11. Отдых

12. Я мечтаю

13. Битва

14. Дружба

15. Мои качества

16. Остров (групповое
занятие)
17. Идеальный мир

вымышленного острова с
использованием фигурок
Создание на песке объемной
картины с использованием
фигурок

обсуждение,
рефлексия
Беседа,
демонстрация,
обсуждение,
рефлексия
Создание на песке объемной
Беседа,
картины с использованием
демонстрация,
фигурок
обсуждение,
рефлексия
Создание на песке объемной
Беседа,
картины с использованием
демонстрация,
фигурок
обсуждение,
рефлексия
Создание на песке объемной
Беседа,
картины с использованием
демонстрация,
фигурок
обсуждение,
рефлексия
Предлагается сделать 3 горки Беседа,
на песке и закопать в них 3
демонстрация,
любые фигуры
обсуждение,
рефлексия
Предлагается создать на песке Беседа,
картину идеального отдыха
демонстрация,
обсуждение,
рефлексия
Создание на песке картину я и Беседа,
мои мечты
демонстрация,
обсуждение,
рефлексия
Предлагается устроить битву
Беседа,
между двумя группами
демонстрация,
персонажей
обсуждение,
рефлексия
Предлагается разместить на
Беседа,
песочном поле фигуры себя и демонстрация,
своих друзей
обсуждение,
рефлексия
Предлагается выбрать любые Беседа,
3 персонажа положительных и демонстрация,
3 персонажа отрицательных.
обсуждение,
Разместить их на песочном
рефлексия
поле.
Группа5-6 человек, задача
Беседа,
построить свой мир, общаясь
демонстрация,
невербально, используя
обсуждение,
только жесты и взгляды.
рефлексия
На песочном поле создаем
Беседа,
картину моего идеального
демонстрация,
мира
обсуждение,
рефлексия

фигурками
Манипуляции с
песком,
фигурками
Манипуляции с
песком,
фигурками
Манипуляции с
песком,
фигурками
Манипуляции с
песком,
фигурками
Манипуляции с
песком,
фигурками
Манипуляции с
песком,
фигурками
Манипуляции с
песком,
фигурками
Манипуляции с
песком,
фигурками
Манипуляции с
песком,
фигурками
Манипуляции с
песком,
фигурками
Манипуляции с
песком,
фигурками
Манипуляции с
песком,
фигурками

Тематическое планирование
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема

Кол-во
часов

Здравствуй песок
Рисунки на песке
Мое настроение
Мир, в котором я живу
Путешествие по острову
Моя школа
Мое любимое место
Моя семья
Мой самый лучший день
Мои страхи
Отдых
Я мечтаю
Битва
Дружба
Мои качества
Остров (групповое занятие)
Идеальный мир
Итого:

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
34

Календарно- тематическое планирование
№
п/п

Тема

Колво
час.

1.

Здравствуй песок

1

2.

Здравствуй песок

1

3.

Рисунки на песке

1

4.

Рисунки на песке

1

5.

Мое настроение

1

6.

Мое настроение

1

7.

Мир, в котором я живу

1

8.

Мир, в котором я живу

1

Дата по
плану

Дата по
факту

Примечание

9.

Путешествие по острову

1

10.

Путешествие по острову

1

11.

Моя школа

1

12.

Моя школа

1

13.

Мое любимое место

1

14.

Мое любимое место

1

15.

Моя семья

1

16.

Моя семья

1

17.

Мой самый лучший день

1

18.

Мой самый лучший день

1

19.

Мои страхи

1

20.

Мои страхи

1

21.

Отдых

1

22.

Отдых

1

23.

Я мечтаю

1

24.

Я мечтаю

1

25.

Битва

1

26.

Битва

1

27.

Дружба

1

28.

Дружба

1

29.

Мои качества

1

30.

Мои качества

1

31.

1

33.

Остров (групповое
занятие)
Остров (групповое
занятие)
Идеальный мир

34.

Идеальный мир

1

32.

1
1

Учебно-методическое и материально- техническое обоснование

·

световые планшеты с подсветкой;

·

интерактивная доска; ноутбук, проектор, видеокамера, штатив, провод HDMI;

·

кабинет;

·

канцелярия;

·

звуковая аппаратура, микрофоны;

·

песок кварцевый;

·

раздаточный игровой материал для арт-терапии.

1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально- волевой сфер
2.
3.
4.
5.
6.

детей раннего и младшего дошкольного возраста / Дошкольная педагогика №4-2006,
№1-2007.
Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010.
Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников /
Психолог в детском саду №3 – 2006.
Грабенко
Т.М.,
Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д.
Чудеса
на песке.
Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. - 2001. - № 8 (44).
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развиваю- щие и
адаптирующие игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 64 с.
Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр.
- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.

7. Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально- коммуникативной и

познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. –
Волгоград: Учитель, 2016. – 122 с.
Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего
возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕС Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб.,
Издательство «Речь», 2005. –50 с.
8. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию
пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой
психического развития // Дошкольная педагогика №3 – 2005.
9. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. —
СПб., 2005. – 66 с.
10. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.:
ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. (Библиотека Логопеда).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».