Программа вн д Спортивные игры 7-9 класс. doc

Пояснительная записка






Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии
c:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Спортивные игры» во 7-9 классах подготовлена в
соответствии с требованиями ФГОС ООО и концепцией физического
воспитания. Содержание программы «Спортивные игры» полностью
соответствует целям и задачам образовательной программы основного
общего образования МБОУ Варнавинской СОШ.
Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету –
основная задача учебно-воспитательной деятельности образовательной
организации. Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у
обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном
отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в
творческом использовании средств физической культуры в организации
здорового образа жизни. В программе представлены доступные для
обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами
техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей.
Курс введѐн в часть учебного плана, формируемого участниками
образовательного процесса в рамках спортивно-оздоровительного
направления. Новизна. Федеральный государственный образовательный
стандарт требует развития не только предметных результатов, но и
метапредметных, и личностных результатов. В данной программе
представлен авторский вариант комплексной игровой деятельности.

1.1 Цель и задачи программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному
направлению «Спортивные игры» может рассматриваться как одна из
ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой
частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея
программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового
образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и
психического здоровья как необходимого условия социального благополучия
и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и
укрепления

здоровья

обучающихся,

в

основу,

которой

положены

культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Цель программы внеурочной деятельности «Спортивные игры»:
укрепление
обучающихся,

здоровья,

физического

воспитание

совершенствование

жизненно

развития

личностных
важных

и

качеств,

двигательных

подготовленности
освоение
навыков,

и

основ

спортивной техники избранных видов спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие
гармоническому физическому развитию обучающихся;
- популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям
спортивными играми;
- обучение технике и тактике спортивных игр;
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости);
- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств.
1.2 Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
количество
часов
и
место
проведения
занятий.
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному
направлению

«Спортивные игры» предназначена для обучающихся 7-9

классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часов в неделю в
каждом из 7-9 классов, всего 35 часов в год в 7, 8 классах и 34 часа в 9 классе.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим
проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся
согласно расписания, продолжительность соответствует рекомендациям

СанПиН, т.е. 45 минут. Реализация данной программы в рамках внеурочной
деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной
площадке.

Организация

использование

форм

и

образовательного
методов

обучения,

процесса
адекватных

предполагает
возрастным

возможностям занимающихся через организацию здоровьесберегающих
практик.

Формы проведения занятий и виды деятельности
Однонаправленные

Посвящены только одному из компонентов
подготовки игрока: техники, тактики или
общефизической подготовке.

занятия
Комбинированные

Включают два-три компонента в различных
сочетаниях: техническая и физическая подготовка;
техническая и тактическая подготовка;
техническая, физическая и тактическая подготовка.

занятия
Целостно-игровые

Построены на учебной двухсторонней игре по
упрощенным правилам, с соблюдением основных
правил.

занятия
Контрольные занятия

Прием нормативов у занимающихся, выполнению
контрольных упражнений (двигательных заданий) с
целью получения данных об уровне техникотактической и физической подготовленности
занимающихся.

1.3 Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся

в

процессе

реализации

программы

внеурочной

деятельности
обучающиеся должны знать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;

- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также
сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

2. Требования к результатам обучения
Личностные
результаты
отражаются
в
индивидуальных
качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе
освоения учебного предмета. Эти качественные свойства проявляются,
прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям
двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых
знаний, а также в умении использовать занятия игровыми видами спорта для
удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения
личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях
игровыми видами спорта стимулируется работа сердечно-сосудистой
системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные
способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Игровые виды
спорта развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся
объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и
принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях,
концентрация внимания и распределение внимания, что существенно
сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит
общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать
собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных

ситуаций на переменах и при всех видах физической активности.
Соревновательный элемент в игровых видах спорта способствует развитию
личности
ребенка,
в
частности
качеств
лидера,
воспитывает
целеустремленность и бойцовские качества. Игровые виды спорта позволяют
выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует
развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи.
Через усвоение этикета служит прекрасным средством коммуникативного
общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности качественных универсальных способностей обучающихся,
проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и
предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения
содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением
программного материала других образовательных дисциплин, универсальные
способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение
учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
В области физической культуры:
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических
упражнений на базе овладения упражнений с мячом, активное использование
спортивных игр в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной
и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья, физического развития, использование этих показателей в
организации и проведении самостоятельных форм занятий игровыми видами
спорта.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в
творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и
закрепляются в процессе освоения учебного предмета. Приобретаемый опыт
проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их
применять при решении практических задач, связанных с организацией и
проведением самостоятельных занятий игровыми видами спорта.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных возможностях организма, способах профилактики
заболеваний средствами физической культуры;
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения
и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и
соревновательной деятельности;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время
совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные
проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к
окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.
В области трудовой культуры:

- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование,
спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным
соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных
формах движения и передвижений;
- умение передвигаться и выполнять сложно координационные
движения красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать
решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с
партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных
умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных
изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических
упражнений, технических действий, а также применения их в игровой и
соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности при
выполнении тестовых заданий.

3.Содержание программы
3.1 7 класс
Общая физическая подготовка
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения
с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег
с высокого старта на 30, 40, 50 метров. Бег с преодолением препятствий.
Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, бег до 10 минут. Опорные
прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега,
напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и
в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного
мяча 1 кг. Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот
в упор. Акробатическая комбинация. Упражнения с гантелями.
Баскетбол

1.Основы знаний. Антропометрические измерения. Питание и его значение
для роста и развития. Что общего в спортивных играх и какие между
ними различия? Закаливание организма.
2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке
баскетболиста. Остановка в два шага и прыжком. Ловля и передача мяча
двумя руками от груди

с шагом и со сменой мест, в движении.

Ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления. Бросок
мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, бросок одной
рукой после ведения.
Подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка мяча», эстафеты с ведением
мяча и с броском мяча после ведения.
Волейбол
1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Самоконтроль и
его основные приёмы. Мышечная система человека. Понятие о здоровом
образе жизни. Режим дня и здоровый образ жизни. Утренняя физическая
зарядка.
2. Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача
мяча

сверху

двумя

руками

вперёд-вверх.

Нижняя

прямая

подача.

Подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Шахматы.
1.Шахматная доска. Знакомство с шахматами. Шахматные фигуры. Основные
функциональные особенности фигур. Их роль в игре. Достижение мата.
Разнообразие шахматной игры.
Футбол
1.Основы знаний. Различие между футболом и мини-футболом (фут залом).
Физическая нагрузка и её влияние на частоту сердечных сокращений
(ЧСС). Закаливание организма зимой.
2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и
катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до

7-8 метров) и вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров)
мишень. Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов.
Подвижные игры: «Передал – садись», «Передай мяч головой».
3.2

8 класс

Общая физическая подготовка
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения
с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег
с высокого старта на 60 - 100 метров. Бег с преодолением препятствий.
Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, длительный бег 10-12 минут.
Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с
разбега, напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на
дальность и в цель, метание на дальность отскока от стены, щита. Броски
набивного мяча 1 кг. Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями,
переворот в упор. Акробатическая комбинация. Упражнения с гантелями.
Длинные кувырки через препятствия высотой 60 см.
Баскетбол
1.Основы знаний. Взаимосвязь регулярной физической активности и
индивидуальных

здоровых

привычек.

Аэробная

и

анаэробная

работоспособность. Физическая подготовка и её связь с развитием систем
дыхания и кровообращения.
2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в
два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с
изменением направления, скорости и высоты отскока. Челночное ведение.
Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении.
Броски в движении после двух шагов. Учебная игра.
Волейбол
1.Основы знаний. Физические качества человека и их развитие. Приёмы
силовой

подготовки.

Основные

способы

регулирования

физической

нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнений.
2.Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача

мяча сверху двумя руками через сетку. Передача мяча с собственным
подбрасыванием на месте после небольших перемещений. Нижняя прямая
подача. Подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Пионербол».
Шахматы
1. Шахматная нотация. Обозначение фигур и терминов. Ценность шахматных
фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.
Шахматная комбинация. Матовые комбинации.
Футбол
1.Основы знаний. Правила самостоятельного выполнения скоростных и
силовых упражнений. Правила соревнований по футболу: поле для игры,
число игроков, обмундирование футболистов. Составные части ЗОЖ.
2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и
катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до
7-8 метров) и вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров)
мишень. Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов.
Эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнёру. Игра в футбол по
упрощённым правилам (мини-футбол).
3.3

9 класс

Общая физическая подготовка
Упражнения для рук и плечевого пояса; для мышц шеи; для туловища, для
ног. Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах – повороты, наклоны,
сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнером,
переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с
элементами сопротивления. Акробатические упражнения. Кувырки, полет –
кувырок вперед с места и с разбега, перевороты. Подвижные игры и
упражнения.
Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с
метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы
препятствий из гимнастических снарядов, метание в цель, бросками и ловлей
мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.

Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 200 м; на 400, 500, 800, 1500
м. Кроссы от 1 до 3 км. Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега.
Баскетбол
1.Основы знаний. Взаимосвязь регулярной физической активности и
индивидуальных

здоровых

привычек.

Аэробная

и

анаэробная

работоспособность. Физическая подготовка и её связь с развитием систем
дыхания и кровообращения.
2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в
два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с
изменением направления, скорости и высоты отскока. Челночное ведение.
Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении.
Броски в движении после двух шагов. Учебная игра.
Волейбол
1.Основы

знаний.

Приёмы

силовой

подготовки.

Основные

способы

регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности
выполнения упражнений.
2.Специальная подготовка.
Верхняя передача двумя руками в прыжке. Прямой нападающий удар.
Верхняя, нижняя передача двумя руками назад. Совершенствование приема
мяча с подачи и в защите. Двусторонняя учебная игра. Одиночное
блокирование и страховка. Командные тактические действия в нападении и
защите. Подвижные игры.
Футбол
1.Основы знаний.
Правила игры в футбол. Роль команды и значение взаимопонимания для
игры. Роль капитана команды, его права и обязанности.
Пояснения к правилам игры в футбол. Обязанности судей. Выбор места
судей при различных игровых ситуациях. Замечание, предупреждение и
удаление игроков с полей.

Планирование спортивной тренировки. Методы развития спортивной
работоспособности футболистов.
Виды соревнований. Система розыгрыша. Правила соревнований, их
организация и проведение.
2.Специальная подготовка
Упражнения для развития силы. Приседания с отягощением с
последующим быстрым выпрямлением подскоки и прыжки после приседания
без отягощения и с отягощением. Приседание на одной ноге с последующим
подскоком вверх. Лежа на животе сгибание ног в коленях с сопротивлением
партнера или резинового амортизатора. Броски набивного мяча ногой на
дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удары по футбольному
мячу ногами и головой на дальность. Вбрасывание футбольного и набивного
мяча на дальность. Толчки плечом партнера. Борьба за мяч.
Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное
сгибание рук в лучезапястных суставах. То же, но отталкиваясь от стены
ладонями и пальцами. В упоре лежа передвижение на руках вправо (влево) по
кругу (носки ног на месте). В упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для
кистей рук с гантелями и кистевыми амортизаторами. Сжимание теннисного
(резинового) мяча. Многократное повторение упражнений в ловле и бросках
набивного мяча от груди двумя руками. Броски футбольного и набивного
мячей одной рукой на дальность. Ловля набивных мячей, направляемых 2 –3
партнерами с разных сторон, с последующими бросками.
Упражнения для развития быстроты. Повторное пробегание коротких
отрезков (10 – 30 м) из различных исходных положений. Бег с изменениями
(до 180*). Бег прыжками. Эстафетный бег. Бег с изменением скорости.
Челночный бег лицом и спиной вперед. Бег боком и спиной вперед (10 – 20 м)
наперегонки. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении
стойками. Бег с быстрым изменением способа передвижения. Ускорения и
рывки с мячом (до 30 м). Обводка препятствий (на скорость). Рывки к мячу с
последующим ударам по воротам.

Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и
двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой
(для вратарей); те же, выполняя в прыжке поворот на 90 – 180*. Прыжки
вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. Прыжки с места и
с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте.
Кувырки вперед и назад, в сторону. Жонглирование мячом в воздухе, чередуя
удары различными частями стопы, бедром, головой. Ведение мяча головой.
Подвижные игры.
Упражнения для развития специальной выносливости. Переменный и
поворотный бег с мячом. Двусторонние игры. Игровые упражнения с мячом
(трое против трех, двое против двух и т.д.) большой интенсивности.
Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам,
выполняемые в течение 3 – 10 мин.
Упражнения для формирования умения двигаться без мяча.
Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом, изменяя ритм
за счет различной длины шагов и скорости движения. Цикличный бег (с
поворотным скачком на одной ноге). Прыжки: вверх, верх – вперед, вверх –
назад, вверх – вправо, вверх – влево, толчком двух ног с места и толчком на
одной и двух ногах с разбега. Для вратарей: прыжки в сторону с падением
перекатом. Повороты во время бега переступая и на одной ноге. Остановки во
время бега – выпадом, прыжком, переступанием.
4.Тематическое планирование.
4.1 Тематическое планирование 7 класса
№

1
2

Тема

Основные виды
деятельности

Баскетбол
Стойки и
Стойки
игрока.
перемещения
Перемещение в стойке
приставными
шагами
боком, лицом и спиной
вперед. Остановка двумя

Кол-во
часов
10
1

1

Дата Фактипо
чески
плану

Остановки
баскетболиста

3

Передачи мяча
Ловля мяча

4

5

Ведение мяча

6

Броски в кольцо

7

Игра в защите

8

Игра в
нападении

руками
и
прыжком.
Повороты без мяча и с
мячом. Комбинация из
основных
элементов
техники
передвижений
(перемещение в стойке,
остановка,
поворот,
ускорение).
Ловля и передача мяча
двумя руками от груди и
одной рукой от плеча на
месте и в движении без
сопротивления защитника,
с
пассивным
сопротивлением
защитника.
Ведение мяча в низкой,
средней и высокой стойке
на месте, в движении по
прямой, с изменением
направления движения и
скорости. Ведение без
сопротивления
и
с
пассивным
сопротивлением
защитника ведущей и не
ведущей рукой.
Броски одной и двумя
руками с места, в движении
(после ведения, после
ловли) и в прыжке с
противодействием.
Максимальное расстояние
до корзины 4,80 метра.
Выравнивание
и
выбивание мяча. Перехват
мяча.
Комбинация
из
освоенных
элементов
техники перемещений и
владения мячом.
Тактика
свободного
нападения. Позиционное
нападение
(5:0)
с
изменения
позиций
игроков.
Нападение

1

1

1

1

1

1

9

Тестирование

быстрым прорывом(2:1).
Взаимодействие
двух
игроков «отдай мяч и
выйди». Комбинация из
освоенных
элементов:
ловля, передача, ведение,
бросок.
Тестирование
уровня
развития
двигательных
способностей,
уровня
сформированности
технических умений и
навыков.

Учебная игра в
баскетбол
Волейбол
10

11
12

13
14

15

16
17
18

19
20

Прямой нападающий удар
Индивидуальные после подбрасывания мяча
тактические
партнером.
действия в
Индивидуальные действия
нападении.
игроков в зависимости от
позиции
игрока
на
площадке.
Индивидуальные действия
Индивидуальные игроков в зависимости от
тактические
позиции
игрока
на
действия в
площадке. Прием мяча,
защите.
отраженного
сеткой.
Одиночное блокирование и
страховка.
Передача мяча в двойках,
Закрепление
тройках, через сетку, в
техники
заданную часть площадки.
передачи
Комбинации из освоенных
элементов.
Верхняя прямая Верхняя прямая подача
подача
Закрепление
Приема мяча с подачи.
техники приема Комбинации из освоенных
мяча с подачи
элементов:
прием,
передача, блокирование.
Подвижные
игры
и
Подвижные
эстафеты. Приложение №4.
игры и эстафеты. Игры и игровые задания по

1

1
10

2

2

1

2

1

2

Двусторонняя
учебная игра

упрощенным
правилам.
Взаимодействие игроков
на площадке. Игра по
правилам.
6

21

22

23
24

25
26

Шахматы
Шахматная
Знакомство с шахматами.
Шахматная
доска,
ее
доска.
Знакомство
с внешний вид, количество
белых и черных полей.
шахматами.
Шахматные
фигуры
основной материал игры.
Их количество, функции
каждой фигуры.
Шахматные
Шахматные
фигуры.
Изучение отдельно взятой
фигуры.
фигуры в шахматах, запись
Основные
перемещений фигур, их
функциональные
роль. Ценность фигур.
особенности
фигур. Их роль в
игре
Техника
матования
одинокого
короля.
Миттельшпиль,
эндшпиль, блицшахматы, долгие
шахматы.
Достижение
мата.
Разнообразие
шахматной игры.

Геометрические
мотивы
траекторий перемещения
шахматных
фигур.
Безопасность
короля
(короткая
и
длинная
рокировка). Ходы и взятия
ладьи,
слона,
ферзя,
короля, коня и пешки.
Понятие о шахе. Способы
защиты от шаха. Открытый
и двойной шахи. Понятие
мата. Понятие о пате.
Сходства
и
различия
понятий мата и пата.
Выигрыш, ничья, виды
ничьей.

Футбол

1

1

2

2

8

27
28

29
30

31
32

33
34
35

Удар по мячу, Удары
по
воротам
остановка мяча
указанными способами на
точность
(меткость)
попадания мячом в цель.
Удар ногой с разбега по
неподвижному
и
катящемуся
мячу
в
горизонтальную
(полоса
шириной 1,5 метра, длиной
до 7-8 метров) мишень в
вертикальную
(полоса
шириной 2 метра, длиной
5-6 метров) мишень
Ведение мяча по прямой с
изменением направления
Ведение мяча
движения
и
скорости
между
ведения без сопротивления
предметами и с защитника, с пассивным и
обводкой
активным сопротивлением
предметов
защитника. ведущей и не
ведущей ногой. Ложные
движения.
Тактика игры в
Нападения и защита в
нападении и
игровых заданиях с атакой
защите
и без атаки ворот. Игра по
правилам.
Игра по
Игра по упрощенным
упрощенным
правилам на площадках
правилам.
разных размеров. Игра по
правилам.
Резерв
Итого

2

2

2

2

1
35

4.2 Тематическое планирование 8 класса
№

1
2

Тема

Основные виды
деятельности

Баскетбол
Стойки
игрока.
Стойки и
Перемещение
в
стойке
перемещения
приставными шагами боком,
лицом и спиной вперед.
Остановка двумя руками и

Кол-во
часов
10
1

Дата
по
плану

Факти
чески

Остановки
баскетболиста

3

Передачи мяча

4

Ловля мяча

5

6

7

Ведение мяча

Броски в кольцо

Игра в защите

8
Игра в
нападении

прыжком. Повороты без
мяча и с мячом. Комбинация
из основных элементов
техники
передвижений
(перемещение в стойке,
остановка,
поворот,
ускорение).
Ловля и передача мяча двумя
руками от груди и одной
рукой от плеча на месте и в
движении без сопротивления
защитника, с пассивным
сопротивлением защитника.
Ведение мяча в низкой,
средней и высокой стойке на
месте, в движении по
прямой,
с
изменением
направления движения и
скорости.
Ведение
без
сопротивления
и
с
пассивным сопротивлением
защитника ведущей и не
ведущей рукой.
Броски одной и двумя
руками с места, в движении
(после ведения, после ловли)
и
в
прыжке
с
противодействием.
Максимальное расстояние
до корзины 4,80 метра.
Выравнивание и выбивание
мяча.
Перехват
мяча.
Комбинация из освоенных
элементов
техники
перемещений и владения
мячом.
Комбинация из освоенных
элементов: ловля, передача,
ведение, бросок.
Тактика
свободного
нападения.
Позиционное нападение в
игровых взаимодействиях
2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну
корзину.

1

1

1

1

1

1

1

9

10

11
12

13

14

15
16

17
18

19
20

Нападение
быстрым
прорывом(3:2).
Взаимодействие
двух
игроков в нападение и
защите через «заслон».
Тестирование
уровня
Диагностирован развития
двигательных
ие и
способностей,
уровня
тестирование
сформированности
технических
умений
и
навыков.
Учебная игра
Игра по правилам минибаскетбола.
Волейбол
Передача мяча у сетке и в
Совершенствова прыжке
через
сетку.
ние техники
Передача мяча сверху, стоя
верхней, нижней спиной к цели. Игры и
передачи
игровые
задания
с
ограниченным
числом
игроков (2:2, 3:2 3:3)
Прямой
Прямой нападающий удар
нападающий
после подбрасывания мяча
удар
партнером.
Совершенствова Верхняя прямая подача в
ние верхней
заданную зону площадки.
прямой подачи
Совершенствова Приема мяча с подачи.
ние приема мяча Комбинации из освоенных
с подачи и в
элементов: прием, передача,
защите
блокирование.
Игры и игровые задания по
Двусторонняя
упрощенным правилам, с
учебная игра
ограничением пространства
и
с
ограниченным
количеством
игроков.
Взаимодействие игроков на
площадке в нападении и
защите. Игра по правилам.
Прием мяча, отраженного
Одиночное
сеткой.
Одиночное
блокирование
блокирование и страховка.
Действия и размещение

1

1
10

2

1

1

2

2

1

1

Страховка при
блокировании

21

22
23

24
25

игроков
в
защите.
«Доигрывание» мяча.
Шахматы
Шахматная
Шахматные
фигуры.
нотация.
Изучение отдельно взятой
Обозначение
фигуры в шахматах, запись
фигур и
перемещений фигур, их
терминов.
роль.
Ценность
Геометрические
мотивы
траекторий
перемещения
шахматных
шахматных
фигур.
фигур.
Безопасность
короля
Сравнительная
(короткая
и
длинная
сила
фигур. рокировка). Ходы и взятия
Достижение
ладьи, слона, ферзя, короля,
материального
коня и пешки.
перевеса.
Шахматная
комбинация.
Матовые
комбинация.

Слабость
крайней
горизонтали, двойной удар,
Открытое нападение, связка,
виды связки и защита от нее.
Комбинаторика в шахматах.
Понятие о комбинации.
Завлечение,
отвлечение,
разрушение
пешечного
прикрытия
короля,
освобождение пространства,
уничтожение защиты.

26

Темы
завлечения,
отвлечения,
блокировки.

27
28

Футбол
Удары по неподвижному и
катящемуся мячу.
Остановка
катящегося,
летящего мяча.
Удар головой (по летящему
Удар по мячу, мячу).
остановка мяча
Удар по летящему мячу
внутренней стороной стопы
и средней частью подъёма.
Удары
по
воротам
указанными способами на
точность
(меткость)
попадания мячом в цель.
Удары ногой с разбега по

6
1

2

2

1

8

2

неподвижному
и
катящемуся
мячу
в
горизонтальную
(полоса
шириной 1,5 метра, длиной
до 7-8 метров) мишень
внутренней стороной стопы
и средней частью подъёма.
Удар ногой с разбега по
неподвижному
и
катящемуся
мячу
в
вертикальную
(полоса
шириной 2 метра, длиной 56 метров) мишень

29
30

31
32
33
34
35

Ведение мяча
между
предметами и с
обводкой
предметов.
Техника игры
вратаря
Игра в футбол
по упрощённым
правилам
(мини-футбол)
Резерв
Итого

Ведение мяча по прямой с
изменением
направления
движения
и
скорости
ведения без сопротивления
защитника, с пассивным и
активным сопротивлением
защитника. ведущей и не
ведущей ногой. Ложные
движения.
Игра вратаря
Игра
по
упрощенным
правилам на площадках
разных размеров. Игра по
правилам.

2

1
3

1
35

4.3 Тематическое планирование 9 класса
№

1

2

Тема

Основные виды
деятельности

Баскетбол
Стойки
игрока.
Стойки и
Перемещение
в
стойке
перемещения
приставными шагами боком,
лицом и спиной вперед.
Остановка двумя руками и

Кол-во
часов

Дата
по
плану

Факти
чески

5.09

5.09

12
1

Остановки
баскетболиста

3

Передача и
ловля мяча

Ведение мяча
4

5

6

Броски в кольцо

Игра в защите

Игра в
нападении
7

прыжком. Повороты без
мяча и с мячом. Комбинация
из основных элементов
техники
передвижений
(перемещение в стойке,
остановка,
поворот,
ускорение).
Ловля и передача мяча на
месте и в движении без
сопротивления, с пассивным
и активным сопротивлением
защитника.
Ведение мяча в низкой ,
средней и высокой стойке на
месте, в движении по
прямой,
с
изменением
направления движения и
скорости.
Ведение
без
сопротивления, с пассивным
и
активным
защитника
ведущей и не ведущей рукой.
Броски одной и двумя
руками с места и в движении
(после
ведения,
после
ловли), в прыжке, без
сопротивления защитника, с
противодействием.
Выравнивание и выбивание
мяча.
Перехват мяча. Позиционное
нападение без изменения
позиций
игроков,
с
изменением позиций, личная
защита
в
игровых
взаимодействиях 2:2, 3:3,
4:4, 5:5 на одну корзину.
Тактические действия в
нападении. Взаимодействие
двух игроков «отдай мяч и
выйди».
Взаимодействие двух, трех
игроков в нападение и
защите
через «заслон».
Взаимодействие
игроков
(тройка и малая восьмерка).

1

1

1

1

1

1

8

9
10

11
12

13

14

15

16
17

18

19
20

21
22
23

Тестирование
уровня
Диагностироразвития
двигательных
вание и
способностей,
уровня
тестирование
сформированности
технических
умений
и
навыков.
Двухсторонняя
Игра
по
правилам
игра
баскетбола.
Судейство и
Игра
по
правилам
с
организация
привлечением учащихся к
соревнований
судейству.
Правила организация и
Учебная игра в
проведения соревнований,
баскетбол
участие в соревнованиях
различного уровня.
Волейбол
Верхняя
Передача мяча у сетке и в
передача двумя прыжке
через
сетку.
руками в
Передача мяча сверху, стоя
прыжке
спиной к цели.
Передача двумя
руками назад
Прямой нападающий удар
после подбрасывания мяча
Прямой
партнером.
нападающий
Прямой нападающий удар
удар
при встречных передачах.
Совершенствова Комбинации из освоенных
ние приема мяча элементов: прием, передача,
с подачи и в
блокирование.
защите
Одиночное
Одиночное блокирование и
блокирование и страховка
страховка
Игры и игровые задания по
Двусторонняя
упрощенным правилам. Игра
учебная игра
по
правилам.
Взаимодействие
игроков
линии защиты и нападения.
Взаимодействие игроков на
площадке в нападении и
Командные
защите. Игры и игровые
тактические
задания по усложненным
действия в
правилам, с ограничением

1

1
1

2

12
1

1

1

2

1

2

3

нападении и
защите

24

25

26

Судейская
практика

Удары по мячу,
остановка мяча

Ведение мяча,
ложные
движения
(финты)

27

Отбор мяча,
перехват мяча

28

Вбрасывание
мяча

29

30

31

Техника игры
вратаря
Тактические
действия,
тактика вратаря
Тактика игры в
нападении и
защите

пространства
и
с
ограниченным количеством
игроков.
Игра
по
правилам
с
привлечением учащихся к
судейству. Жесты судьи.
Футбол
Удары
по
воротам
указанными способами на
точность
(меткость)
попадания мячом в цель.
Комбинации из освоенных
элементов
техники
перемещений и владения
мячом.
Ведение мяча по прямой с
изменением
направления
движения
и
скорости
ведения без сопротивления
защитника, с пассивным и
активным сопротивлением
защитника. ведущей и не
ведущей ногой. Ложные
движения.
Перехват, выбивание мяча.
Удар (пас), прием мяча,
остановка.
Вбрасывание мяча из-за
боковой линии с места и с
шагом.
Игра вратаря
Комбинации из освоенных
элементов
техники
перемещений и владения
мячом. Командные действия.
Взаимодействие защитников
и вратаря.
Нападения и защита в
игровых заданиях с атакой и
без атаки ворот. Игра по
правилам.

1

10

1

1

1

1

1

1

1

Судейская
практика

32
33
34

Учебная игра
Итого

Игра
по
правилам
с
привлечением учащихся к
судейству.
Правила организация и
проведения соревнований

1

2
34

5. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения дисциплины школьники должны:
Знать:
- правила игры, основные приемы техники игры в различных видах
спорта,
- простейшие индивидуальные, групповые и командные тактические
действия,
- историю развития данных видов в России и в мире.
- правила судейства в изучаемых спортивных играх.
Уметь:
- выполнять основные приемы техники игры и применять их в игре;
- соблюдать на практике правила игры, действовать в соответствии с
требованиями судейства в различных видах спорта;
- соблюдать правила взаимодействия в процессе спортивной игры;
- осуществлять рефлексию в ходе и по окончанию игровой деятельности.
6.Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения курса
1. Г.И. Погадаев «Настольная книга для учителей физической культуры» 2000
г.
Оборудование спортзала:
1. Перекладина гимнастическая
2.

Стенка гимнастическая.

3.

Комплект навесного оборудования.

(перекладина, мишени для метания)

4.

Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные.

5.

Палка гимнастическая.

6.

Скакалки

7.

Маты гимнастические.

8.

Кегли.

9.

Обручи металлические.

10.

Планка для прыжков в высоту.

11.

Стойка для прыжков в высоту.

12.

Флажки: разметочные с опорой, стартовые.

13.

Рулетка измерительная.

14.

Щиты баскетбольный.

15.

Сетка для переноса и хранения мячей.

16.

Волейбольная сетка универсальная.

17.

Сетка волейбольная.

18.

Аптечка.

19.

Мяч малый (теннисный).

20.

Гранаты для метания (500г,700г).

Пришкольный стадион (площадка):
1. Игровое поле для мини-футбола.
2. Площадка игровая баскетбольная.
3. Площадка игровая волейбольная.
4. Гимнастическая площадка.
5. Полоса препятствия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».