Программа вн.д. Исследовательская деятельность по химии

Содержание

Пояснительная записка............................................. Ошибка! Закладка не определена.
Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности …………… Ошибка!
Закладка не определена.
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности Ошибка! Закладка не определена.
Место и роль курса внеурочной деятельности в учебном плане основной
общеобразовательной программы ........................................................................................... 5
Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности с программой воспитания 5
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности ................... 5
Личностные результаты...................................................................................................... 5
Регулятивные, познавательные результаты.......... Ошибка! Закладка не определена.
Коммуникативные, предметные результаты .................................................................... 7
Содержание курса внеурочной деятельности .............................................................. 9
Тематическое планирование ......................................................................................... 10

2

Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности. Актуальность
программы внеурочной деятельности заключается в создании условий для культурного, социального,
профессионального самоопределения и творческой самореализации личности обучающегося,
формирования химической грамотности и безопасного использования

веществ в повседневной

жизни. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа,
методы проектно-исследовательской деятельности являются таковыми. Актуальность программы
также обусловлена ее методологической значимостью. В связи с
обучающихся и небольшой подготовкой по химии, детей

возрастными особенностями

занимает не

подготовка опыта, его

значение и роль в познании химических процессов, сколько клиповые результаты в виде взрыва,
вспышки, выпадения осадка, изменения цвета вещества или его раствора.
механизмом

Программа является

интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программы по химии,

расширяя и обогащая его. По результатам обучения обучающиеся начинают понимать внутренние
процессы, проходящие на разных стадиях химического эксперимента, заинтересуются химией как
наукой. Знания и умения, полученные при обучении проектной и исследовательской деятельности,
станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах,
техникумах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Практическая значимость программы заключается в том, что при составлении программы был
отобран материал, который поможет обучающимся при подготовке к ГИА. Определены задания
доступные по содержанию и методике выполнения, но формирующие опыт исследовательской и
творческой деятельности обучающихся. Программа уделяет внимание экспериментальной работе
(работа с веществами, сознательное проведение химических процессов, основы химической
безопасности). Формирует

навыки

проектирования, исследования

и использования

приобретенного опыта деятельности в реальной жизни.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность по
химии» для основного общего образования разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного

общего образования на основе

требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования

и

обеспечивает

достижение

планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом:
3

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от
08.04.2015 года № 1/15);
- Программы по учебному предмету «Химия» (Рабочие программы. Химия. Предметная линия
учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных
организаций /Н.Н. Гара – М. :Просвещение 2017 г.);
- Локальных актов общеобразовательной организации.
Цели

исследовательской

деятельности

обучающихся

по

химии

формирование

универсальных учебных действий обучающихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для исследовательской и творческой деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности факторы личностного развития: умение учиться,
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, самосознание и
готовность преодолевать трудности;
- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества,
значимости проектно-исследовательской и инновационной деятельности;
- овладение методами познания, развитие продуктивного воображения;
- развитие компетентностей общения.
овладение

обучающимися

продуктно-ориентированной

деятельностью

при

помощи

последовательного освоения:
- основных этапов, характерных для исследования и проектной работы, методов определения
конкретного пользователя продукта проекта или исследования.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умений и знаний при решении задач по химии;
- формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание
веществ;
- повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий.
- обучение целеполаганию, планированию и контролю.
Воспитательные:
- создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и
статуса обучающихся в глазах сверстников, педагогов и родителей;
- содействие в профориентации обучающихся.
Развивающие:

4

- развитие у обещающихся умение выделять главное в изученном материале, сравнивать,
обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении экспериментальных и
проектных задач;
- развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
- развивать практические умения учащихся при выполнении практических экспериментальных
задач.
Формы контроля: решение исследовательских задач, представление учебного исследования,
выполнение практической работы.
Место и роль курса внеурочной деятельности в учебном плане.
Согласно

учебному

плану

школы

на

изучение

курса

внеурочной

деятельности

«Исследовательская деятельность по химии» на ступени основного общего образования отводится 34
часа в 9 классе.
Срок реализации программы курса внеурочной деятельности 1 год.
Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности с программой воспитания.
Одной из важнейших задач основного общего образования и воспитания является подготовка
обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения,
использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни. Реализация данной
задачи возможна так же через реализацию курсов внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса. Внеурочная
деятельность - деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей
обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной
деятельности.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Ученик получит возможность для формирования:
5

 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания
необходимости

учения,

выраженного

в

преобладании

учебно-познавательных

мотивов

и

предпочтении социального способа оценки знаний;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
 испытывать чувство гордости за отечественную науку.
Регулятивные результаты
Ученик научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта, исследования.
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата работы;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия
результатов требованиям задачи или задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
 различать способ и результат действия;
Ученик получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные результаты
Ученик научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием
учебной

литературы,

энциклопедий,

справочников

(включая

электронные,

цифровые)

и

контролируемом пространстве Интернета;
 строить сообщения, исследования в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:

6

 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
Коммуникативные результаты
Ученик научится:
 адекватно

использовать

коммуникативные

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой
коммуникации;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной,

и ориентироваться на позицию партнера в общении и

взаимодействии;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
Ученик получит возможность научиться:
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 осуществлять

взаимный

контроль

и

оказывать

в

сотрудничестве

необходимую

взаимопомощь;
 использовать технологии проблемного диалога и продуктивного чтения.
Предметные результаты
Ученик научится:


раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты»,

«электролитическая диссоциация».


проводить реакции, подтверждающие качественный состав веществ;



называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;



проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных

веществ: углекислого газа, аммиака;
7



распознавать опытным путем газообразные вещества;



характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами;



оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;



грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

Ученик получит возможность научиться:


выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия

различных факторов на изменение скорости химической реакции;


использовать

приобретенные

знания

для

экологически

грамотного

поведения

в

окружающей среде;


объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;



критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в

средствах массовой информации;


осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности

человека;


создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать

необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств,
средств бытовой химии и др.
Планируемыми результатами исследовательской деятельности обучающихся
Выпускник научится:
• выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы
и приёмы, адекватные поставленной проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация,
доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение,
контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы,

выдвижение

«хорошей

гипотезы»,

эксперимент,

теоретическое

обоснование,

установление границ применимости модели/теории;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• презентовать собственные исследовательские продукты.
8

Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и
социальный проект;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от
привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать
новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта и исследования.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение в проектно-исследовательскую

деятельность. Методы познания: наблюдение,

исследование, эксперимент. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Лабораторная посуда и лабораторное оборудование. Приемы обращения с лабораторной посудой,
нагревания веществ. Знакомство с цифровой лабораторией.
Тема 1. Химические реакции. Скорость химической реакции. Исследование влияния
различных

факторов

на

скорость

химических

реакций.

Катализаторы

и

ингибиторы.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Исследование электропроводности
веществ. Зависимость степени диссоциации от различных факторов (концентрации электролита,
температуры). Качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Тема 2. Неметаллы и их соединения. Явление аллотропии. Аллотропные модификации
серы, кислорода, фосфора, углерода и кремния. Галогены. Биологическая роль соединений
галогенов. Токсичность галогенов. Исследование свойств серной и азотной кислот. Аммиак: способы
получения, исследование физических и химических свойств. Области применения аммиака. Соли
аммония.

Азотные

и

фосфорные

удобрения.

Кремний

и

его

соединения.

Силикатная

промышленность: производство стекла, керамики, цемента.
Тема

3. Металлы и их соединения. Исследование свойств металлов. Щелочные и

щелочноземельные металлы – особенности физических свойств, высокая химическая активность.
Взаимодействие с водой с образованием щелочей. Алюминий. Доказательство амфотерности
соединений алюминия. Причина малой активности алюминия. Способы получения алюминия и
области применения в промышленности. Железо и его сплавы (сталь, чугун). Медь и её сплавы
(бронза, латунь, мельхиор). Коррозия металлов. Исследование влияния на скорость коррозии железа
различных факторов среды.
9

Темы исследовательских проектов:
1.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

2.

Вещества в моем доме.

3.

Исследование электропроводности веществ.

4.

Кристаллогидраты. Выращивание кристаллов в домашних условиях.

5.

Качественные реакции на ионы.

6.

Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

7.

Жесткость воды. Способы устранения жёсткости воды.

8.

Коррозия металлов. Факторы, влияющие на коррозию.

9.

Сплавы металлов.

10.

Силикатная промышленность.

11.

Озоновый щит планеты.

12.

Исследование качества некоторых продуктов питания.

13.

Бытовая химия и её влияние на организм человека.

Объектами оценки достижений обучающихся являются: «Портфель

достижений»,

презентация продукта или исследования, а также наблюдение за работой обучающихся. Субъекты
оценки в первых двух случаях могут быть разными: руководитель проекта, педагоги; при оценке
презентации – также обучающиеся и родители. Наблюдение и оценку работ, портфель проектноисследовательской деятельности проводит только руководитель проекта по критериям, изложенным
в Положении о проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Достижение результатов освоения программы курса внеурочной деятельности подлежит
оценке эффективности по критериям:
- количество призовых мест в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях,
фестивалях, проектах, конкурсах различного уровня;
- наличие разработанных и опубликованных исследований в

периодических

педагогических изданиях и на интернет-сайтах.

Тематическое планирование. 9 класс
Основное
содержание по темам

Характеристика
основных видов деятельности

Введение в проектно-исследовательскую деятельность (3 часа)

10

1

1.Методы познания:

Соблюдать правила ТБ.

наблюдение, исследование,

Оказывать первую помощь при

эксперимент. Правила ТБ в

отравлениях, ожогах и травмах,

химической лаборатории.

связанных с реактивами и

2

2.Лабораторная

посуда и лабораторное
оборудование. Приемы
нагревания веществ.
Практическая работа

«Изучение строения
пламени»

лабораторным оборудованием.
Описывать основные

Датчик температуры
(термопарный), спиртовка

этапы работы исследования.
Различать лабораторное
оборудование.
Изучать строение
пламени, выдвигая гипотезы и
проверяя их экспериментально.

3

3. Лабораторный опыт

Датчик температуры

«До какой

платиновый, термометр,

температуры можно нагреть

электрическая

вещество?»

плитка

Лабораторный опыт
«Измерение
температуры кипения воды с
помощью датчика
температуры и
термометра»

Тема 1. Химические реакции (7 часов)
4

1.Скорость

Исследовать условия,

химической реакции.

влияющие на скорость

Исследование влияния

химической реакции.

различных факторов на

Проводить групповые

скорость химических

наблюдения во время

реакций.

проведения лабораторных опы-

5

2.Тепловой эффект

реакции.
Демонстрационный

тов. Участвовать в обсуждении
результатов опытов.

Лабораторный опыт
«Изучение влияния
различных факторов на
скорость реакции»

Датчик температуры
платиновый

Давать определения
11

опыт

понятий «электролит»,
«Тепловой эффект

«неэлектролит»,

растворения веществ

«электролитическая

вводе»

диссоциация». Исследовать

6

3.Электролитическая

диссоциация. Электролиты

свойства растворов электролитов.

и неэлектролиты.

Соблюдать правила ТБ.

Исследование

Характеризовать условия

электропроводности

течения реакций в растворах

веществ.

электролитов до конца.

Практическая работа

Определять возможность

«Электролиты и

протекания реакций ионного

неэлектролиты».
7

4.Зависимость

степени диссоциации от
различных факторов

Датчик
электропроводности

обмена. Объяснять сущность
реакций ионного обмена.
Составлять ионные

Датчик
электропроводности

уравнения реакций. Составлять

(концентрации электролита, сокращённые ионные уравнения
температуры).

реакций. Обнаруживать

Лабораторный опыт

важнейшие катионоы и анионы

«Зависимость

в растворах электролитов.

электро- проводности

Оформлять и представлять

растворов сильных

в различных формах результаты

электролитов от

проектов. Участвовать в

концентрации ионов»

обсуждении работ

8

5. Реакции ионного

обмена и условия их
протекания до конца.
Лабораторный опыт
«Взаимодействие

Датчик
электропроводности,

гидроксида бария с серной

дозатор объёма жидкости,

кислотой»

бюретка

9

6.Качественные

Реактивы, посуда.

реакции на важнейшие
катионы и анионы.
12

Лабораторный опыт.
1
0

7. Решение

экспериментальных задач
на обнаружение важнейших
катионов и анионов в
растворах.
Тема 2. Неметаллы и их соединения (14 часов)
1

1

неметаллы на основе их

модификации серы,

положения в периодической

кислорода, фосфора,

системе и особенностей

углерода и кремния.

строения их атомов. Объяснять

2.Галогены.

свойств неметаллов в группах и

соединений галогенов.

подгруппах.
веществ в ходе де-

«Определение

монстрационного и

питьевой воде»

1

3.Применение

путём соляную кислоту и её

в быту и промышленности.

йодиды.

свойств серной и азотной
1кислот.
«Получение

5

1сероводорода и изучение его
6

Распознавать опытным
соли, а также бромиды и

4,5,6 Исследование

свойств».
«Получение
сероводорода и изучение его
свойств».
Демонстрационный
опыт
«Изучение свойств

ионов

лабораторного эксперимента.

галогенов и их соединений

1

Датчик хлорид-

Описывать свойства

Практическая работа
содержания хлорид-ионов в

4

закономерности изменения

Биологическая роль
Токсичность галогенов.

3

Характеризовать

аллотропии. Аллотропные

1
2

1. Явление

Характеризовать

Аппарат для

аллотропию кислорода, серы и

проведения химических

фосфора как одну из причин

реакций (АПХР), прибор

многообразия веществ.

для получения газов или

Сопоставлять свойства

аппарат Киппа.

разбавленной и
концентрированной серной и
азотной кислот. Распознавать
опытным путём аммиак,
растворы кислот, нитраты,
фосфаты, ион аммония,

Датчик нитратионов
13

сернистого газа и сернистой
кислоты»
Практическая работа

оксидов углерода и кремния,

«Определение нитрат-

объяснять причину их различия.
Доказывать кислотный характер

растворе»

высших оксидов углерода и

7. Аммиак: способы

путём углекислый газ,

физических и химических

карбонаты, силикаты.

1

безопасности. Оказывать

«Основные свойства

первую помощь при отрав-

8. Области

применения аммиака.
1

9. Соли аммония.

9

связанных с реактивами и
оборудованием.
Использовать

10.Азотные и

в практической деятельности и
повседневной жизни с целью

Распознавание удобрений.

безопасного обращения с

11. Аллотропия

углерода: алмаз и графит.
2

12.Кремний и его

веществами и материалами и
экологически грамотного
поведения в окружающей среде.

соединения.
2

3

лениях, ожогах и травмах,

фосфорные удобрения.

2

2

электропроводности

приобретённые знания и умения
2

1

Датчик

Соблюдать технику

Лабораторный опыт
аммиака»

0

кремния. Распознавать опытным

получения, исследование
свойств.

8

Сопоставлять свойства

ионов в питательном

1
7

сульфиды, сульфиты, сульфаты.

13.Силикатная

промышленность:
производство стекла,
керамики, цемента.
2

4

14. Мини-

исследования по теме
«Неметаллы»
Тема 3. Металлы и их соединения (10 часов)
2

5

1. Исследование

Характеризовать металлы

физических свойств

на основе их положения в

металлов.

периодической системе и

14

2
6

2,3.Щелочные и

особенностей строения их

щелочноземельные

атомов. Исследовать свойства

металлы – особенности

веществ.

физических свойств,

Объяснять зависимость

высокая химическая

физических свойств металлов от

активность.

вида химической связи между

Взаимодействие с водой с

их атомами. Наблюдать

образованием щелочей.

демонстрируемые и само-

Области применения.

стоятельно проводимые опыты.

Исследование рН
раствора.

Датчик рН

Доказывать амфотерный
характер оксидов и гидроксидов
алюминия и железа.

2
7

путём гидроксид-ионы, ионы

амфотерности оксида и

Fe2+ и Fe3+. Соблюдать ТБ, пра-

гидроксида алюминия.

вильно обращаться с

Причина малой активности

химической посудой и

алюминия.

лабораторным оборудованием.

применения в

соединений на основе знаний о

промышленности.

периодическом законе.
знания и умения в практической
деятельности и повседневной
жизни с целью безопасного

8.Коррозия металлов.

обращения с веществами и

Исследование влияния на

материалами и экологически

скорость коррозии железа

грамотного поведения в

различных факторов среды.

окружающей среде. Делать

9.Защита металлов от

коррозии.
3

3

7.Медь и её сплавы

Использовать приобретённые

(бронза, латунь, мельхиор).

3
2

6.Железо и его сплавы

(сталь, чугун).

3
1

Прогнозировать свойства
неизученных элементов и их

3
0

5. Способы получения

алюминия и области

2
9

Распознавать опытным

Доказательство

2
8

4.Алюминий.

10, 11 Мини-

исследования по теме
3«Металлы».

выводы из результатов проведённых химических опытов.
Участвовать в совместном
обсуждении результатов.
Использовать различные
15

4

источники поиска информации.
Использовать средства ИКТ для
оформления работы.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».