Пояснительная записка Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) и среднего общего образования (ФГОС СОО) ориентированы на становление личностных характеристик выпускника. Согласно ФГОС СОО, личностные результаты освоения образовательных программ включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Повышение уровня психолого-педагогической поддержки школьников наиболее эффективно, если стимулировать самоорганизацию, самостоятельность, самопознание у самих детей, т.е. формировать у них психологическую компетентность. Психологическая профессионального компетентность мастерства любого является неотъемлемой представителя частью социономических профессий, следовательно, в рамках предпрофессиональной подготовки школьников по социально-педагогическому профилю формирование основ психологической культуры можно рассматривать как залог будущего успеха и в ходе профессионального обучения, и в процессе будущей педагогической и социальной деятельности. Программа внеурочной деятельности «Психология» нацелена на формирование у обучающихся пропедевтических знаний. Цель программы – формирование у обучающихся пропедевтических знаний в области педагогики и психологии, связанных с выбором профессий социально-педагогической направленности. Задачи программы: • дать общее представление обучающимся о педагогике и психологии как науке; • мотивировать стремление обучающихся к самопознанию и познанию других людей, саморазвитию; • дать представление о понятиях «социальное взаимодействие» и «коммуникация», базовых основ выстраивании взаимоотношений между людьми в обществе; • развивать навыки эффективной коммуникации и безопасного поведения; • способствовать мобилизации личностных ресурсов участников, направленных на формирование активной жизненной позиции; • формировать предпосылки осознанного выбора будущей профессии, позитивное отношение к профессиональной педагогической и социальной деятельности. Занятия по данной программе способствуют развитию педагогических и психологических знаний, самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки); помогают раскрыть сущность личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций); способствуют развитию эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений) и пониманию чувств и переживаний других людей. Программа внеурочной деятельности «Психолого-педагогический класс» нацелена на формирование у обучающихся пропедевтических знаний. Рабочая программа разработана на основании следующих документов: • Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования; • Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГМП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»; • Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Программа внеурочной деятельности «Психолого-педагогический класс» относится к программам социального направления. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общий объем программы: 68 часа. Программа адресована обучающимся 9 классов. Возраст обучающихся – 14–15 лет Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: • формирование мотивации к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности; Метапредметные результаты: • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; • умение работать в группе – владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства в процессе коммуникации; • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: • понимание терминологии, предусмотренной разделами программы; • приобретение представлений об истории развития педагогической и психологической науки; • формирование представлений об индивидуально-психологических и индивидуально-типологических особенностях личности; • формирование представлений о познавательной сфере личности (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление); • формирование представлений об эмоционально-волевой сфере личности; • приобретение знаний о феноменах межличностного взаимодействия (убеждение, влияние, психология лжи, манипуляция и контрманипуляция); • формирование умения осуществлять педагогического и психологического характера. мини-исследования Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Наименование и содержание мероприятия Цикл занятий по программе внеурочной деятельности «Методика организации и проведения коллективных творческих дел» Цикл занятий по программе внеурочной деятельности «Знакомство с профессией воспитатель» Подготовка и проведение мероприятия для воспитанников детского сада «Светлячок» «Один день в школе будущего первоклассника» Цикл занятий по программе внеурочной деятельности «Введение в специальность: учитель начальных классов» Подготовка и проведение педагогической практики в начальной школе «День самоуправления» Цикл занятий по программе внеурочной деятельности «Школа вожатых» Организация вожатской деятельности в пришкольном лагере. Каникулярный интенсив на базе Губернского колледжа. Профессиональные пробы в рамках реализации профориентационного проекта «Билет в будущее» Количество часов Целевая группа, сроки реализации 15 ч Обучающиеся 9 класса 15ч Обучающиеся 9 класса 15 ч Обучающиеся 9 класса 15 ч Обучающиеся 9 класса 4ч Обучающиеся 9 класса, каникулы осень, весна 4ч Обучающиеся 9 класса, в течение учебного года