Пояснительная записка
Федеральные государственные образовательные стандарты основного
общего образования (ФГОС ООО) и среднего общего образования (ФГОС СОО)
ориентированы на становление личностных характеристик выпускника.
Согласно ФГОС СОО, личностные результаты освоения образовательных
программ включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности,
системы
значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные
компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные
планы. Повышение уровня психолого-педагогической поддержки школьников
наиболее
эффективно,
если
стимулировать
самоорганизацию,
самостоятельность, самопознание у самих детей, т.е. формировать у них
психологическую компетентность.
Психологическая
профессионального
компетентность
мастерства
любого
является
неотъемлемой
представителя
частью
социономических
профессий, следовательно, в рамках предпрофессиональной подготовки
школьников по социально-педагогическому профилю формирование основ
психологической культуры можно рассматривать как залог будущего успеха и в
ходе профессионального обучения, и в процессе будущей педагогической и
социальной деятельности. Программа внеурочной деятельности «Психология»
нацелена на формирование у обучающихся пропедевтических знаний.
Цель программы – формирование у обучающихся пропедевтических
знаний в области педагогики и психологии, связанных с выбором профессий
социально-педагогической направленности.
Задачи программы:
• дать общее представление обучающимся о педагогике и психологии как
науке;
• мотивировать стремление обучающихся к самопознанию и познанию
других людей, саморазвитию;
• дать представление о понятиях «социальное взаимодействие» и
«коммуникация», базовых основ выстраивании взаимоотношений между
людьми в обществе;
• развивать навыки эффективной коммуникации и безопасного поведения;
•
способствовать
мобилизации
личностных
ресурсов
участников,
направленных на формирование активной жизненной позиции;
• формировать предпосылки осознанного выбора будущей профессии,
позитивное отношение к профессиональной педагогической и социальной
деятельности.
Занятия по данной программе способствуют развитию педагогических и
психологических знаний, самосознания (чувства собственного достоинства,
адекватной
самооценки);
помогают
раскрыть
сущность
личностной
направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных
ориентаций);
способствуют
развитию
эмоциональной
сферы
(чувств,
переживаний, настроений) и пониманию чувств и переживаний других людей.
Программа внеурочной деятельности «Психолого-педагогический класс»
нацелена на формирование у обучающихся пропедевтических знаний.
Рабочая программа разработана на основании следующих документов:
• Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 № 03–296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования;
• Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГМП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ
во внеурочной деятельности»;
• Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 № 03–296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования».
Программа внеурочной деятельности «Психолого-педагогический класс»
относится к программам социального направления.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общий объем программы: 68
часа. Программа адресована обучающимся 9 классов.
Возраст обучающихся – 14–15 лет
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
• формирование мотивации к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов
деятельности;
Метапредметные результаты:
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
• умение работать в группе – владение навыками самопрезентации, умение
эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации
различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,
корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
• владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства в процессе
коммуникации;
•
владение
навыками
познавательной
рефлексии
как
осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Предметные результаты:
• понимание терминологии, предусмотренной разделами программы;
• приобретение представлений об истории развития педагогической и
психологической науки;
• формирование представлений об индивидуально-психологических и
индивидуально-типологических особенностях личности;
• формирование представлений
о познавательной
сфере личности
(ощущение, восприятие, внимание, память, мышление);
• формирование представлений об эмоционально-волевой сфере личности;
• приобретение знаний о феноменах межличностного взаимодействия
(убеждение, влияние, психология лжи, манипуляция и контрманипуляция);
•
формирование
умения
осуществлять
педагогического и психологического характера.
мини-исследования
Тематическое планирование
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Наименование и содержание
мероприятия
Цикл занятий по программе
внеурочной деятельности «Методика
организации и проведения
коллективных творческих дел»
Цикл занятий по программе
внеурочной деятельности «Знакомство
с профессией воспитатель»
Подготовка и проведение мероприятия
для воспитанников детского сада
«Светлячок» «Один день в школе
будущего первоклассника»
Цикл занятий по программе
внеурочной деятельности «Введение в
специальность: учитель начальных
классов»
Подготовка и проведение
педагогической практики в начальной
школе «День самоуправления»
Цикл занятий по программе
внеурочной деятельности «Школа
вожатых»
Организация вожатской деятельности в
пришкольном лагере.
Каникулярный интенсив на базе
Губернского колледжа.
Профессиональные пробы в рамках
реализации профориентационного
проекта «Билет в будущее»
Количество часов Целевая группа, сроки
реализации
15 ч
Обучающиеся 9 класса
15ч
Обучающиеся 9 класса
15 ч
Обучающиеся 9 класса
15 ч
Обучающиеся 9 класса
4ч
Обучающиеся 9
класса, каникулы
осень, весна
4ч
Обучающиеся 9
класса, в течение
учебного года