1 Содержание рабочей программы Содержание Пояснительная записка ............................................................................................................ -7 Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности «Изучаем Конституцию России» ............................................................................................................ 3-4 Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности ..................................................... 5 Место и роль курса внеурочной деятельности «Изучаем Конституцию России»» в учебном плане основной общеобразовательной программы.................................................................. Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности «Изучаем Конституцию России» с программой воспитания ............................................................................................................ 6 Особенности работы педагога по программе курса внеурочной деятельности «Изучаем Конституцию России» ............................................................................................................... 6 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Изучаем Конституцию России» ............................................................................................................. 7-9 Личностные результаты ............................................................................................................ 8 Метапредметные результаты ............................................................................................... 9-10 Предметные результаты .......................................................................................................... 10 Содержание курса « Изучаем Конституцию России»9-Ошибка! Закладка не определена. Тематическое планирование .............................................................................................. 15-16 Источники и литература __________________________________________________ 17 Приложения_______________________________________________________________18-28 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности «Изучаем Конституцию России» : В связи с актуализацией проблемы правового нигилизма, недостатка правовой культуры, а также воспитания активной гражданской позиции молодых граждан, на основе рекомендаций к преподаванию правовых дисциплин была разработана программа настоящего элективного курса. Примерная программа курса внеурочной деятельности «Изучаем Конституцию России» (далее — Программа) составлена на основе требований к результатам реализации образовательной программы основного общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО), утвержденным Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287, нормами Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (внесенными в федеральное законодательство во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п.1 от 23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года), с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования и примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций. Центральное внимание в элективном курсе уделено основам конституционного строя РФ, полномочиям органов власти, всем группам прав граждан РФ, в частности акцентировано внимание на избирательных правах, пути их реализации, также рассматривается порядок формирования и деятельность органов представительной власти РФ. Знание своих прав, конкретных правовых норм, определяющих основы жизнедеятельности граждан имеет важное значение для формирования гражданского правосознания и правовой 3 культуры старшеклассников. От понимания особенностей политической системы России, происходящих политических процессов в стране, от готовности компетентно участвовать в делах государства, от правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее страны. Поэтому, существует необходимость в проведении дополнительных занятий в виде элективного курса по избирательному праву, изучив который учащиеся получат дополнительные правовые знания и смогут применить их на практике. Основным объектом изучения курса являются Конституция РФ. 4 Цели и задачи курса внеурочной деятельности «Изучаем Конституцию России»: Цель: получить достаточный для выпускников объём знаний в области конституционного права, дать ученикам возможность более качественно подготовиться к итоговой аттестации по праву и обществознанию за курс средней (полной) школы и способствовать дальнейшей профессиональной ориентации по юриспруденции. Задачи: -Знакомство с источниками конституционного права; порядком формирования представительных органов государственной власти. -Развитие умения пользоваться источниками права; анализировать нормы права, получать в ходе анализа дополнительную информацию и использовать её для решения задач познавательного характера. -Развитие умения работать в группах и отстаивать свою точку зрения. Повышение уровня познавательной активности и саморазвития в отношении обществоведческих наук. -Способствование дальнейшей социализации учащихся. -Создание условий для формирования твёрдой гражданской позиции. Профессиональная ориентация. Элективный курс «Изучаем Конституцию России» рассчитан на 34 учебных часа, в рамках которых обучающиеся смогут 5 Роль и место курса внеурочной деятельности «Изучаем Конституцию России»: Элективный курс « Изучаем Конституцию России» рассчитан на учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы. ( 34 часа в год). Основные положения курса включены в школьную программу, но в не достаточном объеме, т.е. сжатом варианте, хотя в системе юридического образования изучение данной отрасли права занимает одно из центральных мест. На современном этапе эта отрасль системы права характеризуется активным развитием. Конституционное право России как учебный курс способствует формированию основных представлений о фундаментальных ценностях конституционного строя страны, о правовых принципах, направляющих содержание, развитие и применение всех отраслей отечественного права. Взаимосвязь с программой воспитания и особенности работы педагога по программе курса внеурочной деятельности « Изучаем Конституцию России». Программа курса тесно связана с программой воспитания учащихся школы, формируя чувство патриотизма, нравственности, гражданской идентичности, формируя базовые национальные ценности. Особенности работы педагога заключаются в необходимости в доступной форме дать качественные знания по истории развития конституционализма в России, организовать работу учащихся с источником, работать с текстом Конституции, выделить «дух» и « букву» Основного Закона. Особенности работы педагога заключаются в формировании знания и понимания следующих правовых положений: Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти Прямое действие Конституции РФ. Сущность и систематизация прав и свобод человека. Критерии систематизации. Деление прав и свобод: личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные. Формы государственного устройства. Понятия «унитарное государство», «федерация», «конфедерация». Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты РФ, их виды. Предметы ведения РФ и субъектов РФ. Государственные символы России: герб, гимн, флаг. Их сущность и история.и др. формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; На занятиях педагог должен научить школьников оценивать роль СМИ в современной политической жизни; иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. 6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИЗУЧАЕМ КОНСТИТУЦИЮ РОССИИ» 1. Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Изучаем Конституцию РФ» Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Изучаем Конституцию РФ» являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни нашей страны; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам исвободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; наосознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Изучаем Конституцию РФ» являются: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернетсайтах и проведение простых опросов и интервью; • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 7 • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать ихкомплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; •способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения врамках реализуемых основных социальных ролей). • сформированность умения анализировать проблему и определять государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; •овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) согласно этическим нормам и правилам ведения диалога; • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; объяснение изученных положений на конкретных примерах; оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, 8 экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметные результаты Знать основы Конституционного строя РФ, права и обязанности граждан РФ, положения Конституции РФ. Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; различать политическую власть и другие виды власти; раскрывать роль и функции политической системы; характеризовать государство как центральный институт политической системы; различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; характеризовать демократическую избирательную систему; различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства; определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; конкретизировать примерами роль политической идеологии; раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. 9 .Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности Курс состоит из двух разделов: теоретического и практического. Они могут идти как отдельные разделы, так и взаимосвязанные части, где уроки-практикумы являются закреплением теоретического материала. 1. В теоретическом: описаны основы конституционного строя и международного права и соответствия им Конституции РФ; раскрыто содержание концепции правового государства, принципы разделения властей и их реализация в современной России; освещены основные вехи развития российского и международного права 2. В практическом: Учащиеся знакомятся с содержанием Конституции РФ, фрагментами законодательных актов РФ и международных деклараций; на уроках-практикумах анализируются статьи Конституции, применяется сравнительный анализ документов (советских конституций) при изучении Конституции РФ 1993 года; кроме того отрабатываются задания КИМов ЕГЭ по разделам «Политика» и «Право»; на повторительно-обобщающих занятиях учащимся предлагаются контрольно- обучающие тесты, терминологические диктанты, кроссворды (как их решение, так и самостоятельное составление). 10 класс (34 часа) ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Проблема человека и общества. Два аспекта проблемы. Социализация личности, ее выбор. Общество как саморегулирующаяся система. Социальная стабильность как основа безопасности личности. Государство, право и мораль – основные институты социализации личности и обеспечения социальной стабильности. ТЕМА 2-4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА В КОНСТИТУЦИИ РФ Задание для практикума Найдите подтверждение каждого признака государства в тексте Конституции РФ. Укажите статьи. ТЕМА 5-7. К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ТЕМА 8-11. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 Понятие конституционного строя. Система принципов конституционного строя России. Основы организации государственной власти. Основы взаимоотношений государства и гражданина, правовой статус человека и гражданина. Основы организации жизни гражданского общества. ТЕМА 12-13. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ СУБЪЕКТОВ РФ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Законодательная ветвь власти. История Законодательного Собрания Ульяновской области. Структура. Основные направления деятельности ЗС УО. Избирательная система. Партийный спектр. Председатель. Депутаты. ТЕМА 14-15. ВЫБОРЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (деловая игра в формате кейс-стади) Опережающее задание для рабочих групп. Подготовить кейс для журнала «Избиратель» по теме «Выборы в Законодательное собрание Ульяновской области» (Приложение 2). Презентация кейсов. Работа класса в ходе презентации с оценочным инструментарием. Задание классу: Заполните лист контроля, для этого вам необходимо внимательно прослушать презентации кейсов и вписать необходимую информацию в соответствующую графу таблицы листа контроля (Приложение 3). Ответьте на вопросы теста «Я – избиратель» и по ключу определите, какой вы избиратель. Группа социологов класса проанализирует результаты тестирования и даст необходимые рекомендации. (Приложение 4) ТЕМА 16-17. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ В СТАТЬЯХ КОНСТИТУЦИИ Задание для практикума Найдите в Конституции РФ подтверждение следующих основ организации гражданского общества, которые стимулируют его становление: Основы организации государственной власти: 1. Народовластие 2. Федерализм 3. Верховенство права 11 4. Разделение властей 5. Государственный суверенитет 6. Признание РФ частью мирового сообщества Основы взаимоотношений государства и гражданина, правовой статус человека и гражданина: 1. Признание и утверждение прав и свобод человека высшей ценностью. 2. Защита и соблюдение прав и свобод – обязанность государства. 3. Обязанности гражданина перед государством и обществом в целом. 4. Обязанности гражданина перед другими людьми. Основы организации жизни гражданского общества: 1. Свобода экономической деятельности. 2. Равноправие форм собственности. 3. Идеологический плюрализм. 4. Политический плюрализм. 5. Светское государство. 6. Социальное государство. ТЕМА 18-19. ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ «ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОНОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Контрольно-обучающее тестирование № 1 В ходе групповой самостоятельной работы с текстом Конституции России учащиеся ищут ответы на поставленные в тесте вопросы. (Приложение 5) ТЕМА 20-21. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Международные акты в области прав и свобод человека, признанные Россией. Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских и политических правах. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Конвенция о правах ребенка. Сравнительный анализ текстов Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека. Изучение и сравнительный анализ положений Международного пакта о гражданских и политических правах и Конституции РФ. ТЕМА 22-23. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА История возникновения идеи правового государства. 12 И. Кант и концепция правового государства. Основные отличия правового государства от неправового. Задание классу Заполнить сравнительную таблицу по ходу лекции. (Приложение 6) ТЕМА 24-25. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В КОНСТИТУЦИИ РФ Задание для практикума Как реализуются признаки правового государства в Конституции РФ? Найдите подтверждение в тексте Конституции. ТЕМА 26-27. ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ «КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ» Контрольно-обучающее тестирование № 2 В ходе групповой самостоятельной работы с текстом Конституции России учащиеся ищут ответы на поставленные в тесте вопросы с указанием статей и их комментарием (Приложение 7) ТЕМА 28. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ Правовое государство и принцип разделения властей. Реализация принципа разделения властей в Конституции США. Принцип разделения властей в Конституции РФ. Разделение функций и полномочий законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Разделение полномочий и предметов ведения между федеральной властью и органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления. ТЕМА 29-30. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В КОНСТИТУЦИИ РФ ТЕМА 31. ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ «РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ» Контрольно-обучающее тестирование № 3 В ходе групповой самостоятельной работы с текстом Конституции России учащиеся ищут ответы на поставленные в тесте вопросы с указание статей и их комментарием (Приложение 9) ТЕМА 32. ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ КУРСА Контрольные задания к изученному материалу по типу упражнений «Снежный ком», «Корректор», «Четвертый лишний», выделения существенных признаков обществоведческих понятий из предложенных вариантов, продолжение фразы, анализа суждений, поиска ошибок в тексте. ТЕМА 33. ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ КУРСА 13 ТЕМА 34. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Презентация лучших творческих работ и проектов 11 класс (34 часа) 1. История появления Конституции. Конституции зарубежных стран (1 ч.) Понятие и юридические свойства конституции. Сущность конституции. Истоки конституционализма. Первые попытки введения конституции. Советские конституции. Основные черты Конституции РФ. 2. Конституционные права и свободы (6 ч.) Понятие и классификация конституционных прав и свобод. Юридические свойства прав и свобод. Личные и политические права. Социально-экономические права. Культурные права. Обязанности Граждан РФ. 3. Федеративное устройство (4 ч.) Разновидности субъектов. Конституционно-правовой статус субъектов РФ. Принципы разделения властей. 4. Избирательная система РФ (4 ч.) Избирательная система. Принципы избирательного права. Виды избирательных систем. Избирательный процесс. 5. Президент РФ (6 ч.) Становление института Президента РФ. Порядок выборов и вступление в должность. Правовой статус Президента. Полномочия Президента. Правовые акты Президента. Основания досрочного прекращения полномочий. 6. Федеральное собрание (4 ч.) Федеральное собрание и его место в системе органов государства. Состав и порядок формирования Совета Федерации. Полномочия Совета Федерации. Компетенция Государственной Думы. Законодательный процесс. 7. Правительство РФ (4 ч.) Правительство РФ – исполнительный орган государственной власти. Состав и порядок формирования Правительства РФ. Полномочия Правительства РФ. Организация деятельности Правительства РФ. 8. Судебная власть в РФ (4 ч.) Конституционные принципы осуществления судебной власти. Конституционный суд. Верховный суд. Высший арбитражный суд. 9. Местное самоуправление (1 ч.) Понятие о местном самоуправлении. Функции местного самоуправления. Органы местного самоуправления. Основы деятельности. 14 Календарно-тематическое планирование 10 класс № заняти я 1 2 3-4 5 6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28 29-30 31 32 33 Тема занятия Форма проведения Человек в системе общественных отношений. Человек и общество Закрепление признаков государства в Конституции Российской Федерации Закрепление признаков государства в Конституции Российской Федерации К истории становления правовой системы в России К истории становления правовой системы в России Основы конституционного строя Российской Федерации Основы конституционного строя Российской Федерации на практике Законодательная власть субъектов РФ: Законодательное собрание Нижегородской области Выборы в Законодательное собрание Нижегородской области Реализация принципов конституционного строя России в статьях Конституции Повторительное обобщение темы «Основы конституционного строя» Реализация основополагающих принципов международного права в Конституции РФ Концепция правового государства Лекция Колво часов 1 Практика. Работа с Конституцией Работа с КИМами ГИА 1 Лекция 1 Комбинированный работа в группах Лекция 2 Работа с КИМами ГИА 2 Лекция с показом презентации ЗС НО 2 Деловая игра в формате кейс-стади Практическое занятие 2 Обучающие тесты; КИМы ГИА Практическое занятие 2 Комбинированный 2 Реализация концепции правового государства в Конституции РФ Повторительное обобщение темы «Концепция правового государства» Разделение властей Практическое занятие 2 Контрольнообучающие тесты; Лекция 2 Реализация принципа разделения властей в Конституции РФ Повторительное обобщение темы «Разделение властей» Повторительное обобщение курса Итоговое обобщение курса Практическое занятие с Конституцией Контрольнообучающие тесты Контрольные задания Словарный зачет 2 Дата план факт 2 2 2 2 1 1 1 1 15 34 Итоговое занятие КИМы ГИА Итого 1 34 4. Календарно-тематическое планирование 11 класс (34 часа) № Наименование темы Всего часов Лекции Семинар Форма контроля 1ч. 0,5 ч. 0,5ч. 6ч. 3 ч. 3 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 4 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 1ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 4 ч. 2 ч. 2 ч. 2ч. 1ч. 1 ч. 1 ч. 0,5 ч. 0,5 ч. 1 ч. 6 ч. 0,5 ч. 3 ч. 0,5 ч. 3 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2ч. 4 ч. 2 ч. 2 ч. 1ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1ч 5.3. 6. 6.1. 6.2. История появления Конституции. Конституции зарубежных стран Конституционные права и свободы Личные и политические права Социально-экономические права Культурные права. Обязанности Граждан РФ. Федеративное устройство Субъекты Федерации Разделение властей и условия их взаимодействия. Избирательная система РФ Избирательная система. Принципы избирательного права. Виды избирательных систем Избирательный процесс Президент РФ Порядок выборов и вступление в должность Правовой статус Президента Полномочия Президента Федеральное собрание Совет Федерации Государственная Дума 7. Правительство РФ 4 ч. 2 ч. 2 ч. 8. Судебная власть в РФ 4 ч. 2 ч. 2 ч. 9. Местное самоуправление. Заключительное занятие. 1 ч. 1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 3. 3.1. 3.2. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 5. 5.1. 5.2. 1 ч. План-конспект Проблемные задания, работа с кимами ЕГЭ обществознания Проблемные задания, работа с кимами ЕГЭ обществознания Проблемные задания, работа с кимами ЕГЭ обществознания Проблемные задания, работа с кимами ЕГЭ обществознания Проблемные задания, работа с кимами ЕГЭ обществознания Проблемные задания, работа с кимами ЕГЭ обществознания Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа «Круглый стол» 16 Используемая литература и цифровые образовательные ресурсы 1. Конституция Российской Федерации. 2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. 3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Вступил в силу 23 марта 1976 г. 4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Вступил в силу 3 января 1976 г. 5. Конвенция о правах ребенка. Принята 5 декабря 1989 г. 6. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Принята 4 ноября 1953 г. государствами-членами Совета Европы. 7. http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации 8. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ 9. http://school-sector, relarn. ru/prava - Программа «Права и дети в Интернете» 10. http://www, у centre, org - Молодежный центр прав человека (Москва) 11. http://www.hro. org - Сайт правозащитных организаций 12. http://www.us.ru - Сайт «Учительской газеты» 13. http://www.kremlin.ru/ (официальный сайт Президента РФ) 14. http://www.council.gov.ru/ (официальный сайт Совета Федерации) 15. http://www.duma.gov.ru/ (официальный сайт Государственной Думы РФ) 16. http://www.government.ru/content/ (официальный сайт Правительства РФ) 17 Приложения Приложение 1 Учебные упражнения: Упражнение “Снежный ком” (с использованием терминов и понятий исключительно по избирательному праву). Цель для учащихся: предъявить свой “понятийный багаж” по обсуждаемой теме. Упражнение “Корректор”. Цель: в предложенный текст вставить пропущенные слова, словосочетания, цифры; Приложение 2 Примерные вопросы, которые может содержать кейс: 1) общие сведения о Законодательном Собрании Ульяновской области; 2) деятельность Законодательного Собрания Ульяновской области; 3) выборы 2013 года: порядок, нововведения и др.; 4) политические партии, представленные на выборах; 5) СМИ о выборах 2013 года; 6) отношение электората к выборам 2013 года. Правила презентации кейса: полнота и содержание кейса должны быть достаточными для создания образа предлагаемого для обсуждения объекта; соблюдение главного принципа “уважение необходимо”; кейс должен содержать достоверную информацию, а значит предъявление источников информации обязательно; решение о том, какой кейс будет использован в журнале, принимает заказчик информационного продукта, но процесс обсуждения важнее самого решения Приложение 3 Лист контроля Законодательное Собрание Ульяновской области Председатель Количество депутатов Срок работы депутатов в Законодательном Собрании История ЗС Кто может стать депутатом ЗС Тип избирательной системы, по которой избираются депутаты ЗС ………………………………………….. ………………………………………….. …………………………………... …………………………………… …………………………………………. ………………………………………….. …………………………………………… …………………………………………… 18 Какие политические партии приняли участие в выборах 8.09.13 г. Основные направления деятельности ЗС Как молодежь представлена в ЗС ……………………………………………….. ………………………………………………… ………………………………………………… …………………………………………… ………………………………………………… … Приложение 4 Тест «Я – избиратель» Ответьте на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов ответов. 1. Если Ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата, который нравится ему, то: А) сделаю так, как он просит; Б) не знаю, как поступить; В) не выполню его просьбу. 2. Если Вам предложат достойные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то: А) приму предложение и продам бюллетень; Б) не знаю, как поступить; В) не приму предложение. 3. Если в день выборов у меня появится шанс классно отдохнуть с ночевкой на природе в отличной компании, то: А) выберу отдых и не пойду голосовать; Б) не знаю, как поступить; В) пойду голосовать. 4. Если Вы узнаете, что в день выборов Ваши родители собрались на дачу (за город) и не намерены голосовать, то: А) промолчу; Б) не знаю, как поступить; В) буду просить их проголосовать. 5. Если один из кандидатов пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу на протяжении всего срока своих полномочий, то: А) проголосую за него; Б) не знаю, как поступить; В) проголосую за другого кандидата. 6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты, то: 19 А) проголосую за него; Б) не знаю, как поступить; В) не проголосую за него. 7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из-за которых все неприятности», то: А) проголосую за него; Б) не знаю, как поступить; В) не проголосую за него. 8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ государства со 100% гарантией успеха, то: А) проголосую за него; Б) не знаю, как поступить; В) не проголосую за него. Ключи: Если в ответах преобладает вариант «А», то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Во-первых, Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы. Во-вторых, продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. Если в ответах преобладает вариант «Б», то Вы избирателя. Вы немногим отличаетесь от предыдущего думаете, что политика никогда Вас не коснется. Вы боитесь брать ответственность на себя даже за свои решения. Тогда в чем заключается Ваша свобода? Если в ответах преобладает вариант «В», то все в порядке. Наша страна будет мощной державой, а значит и Вы, как ее гражданин, будете свободны в своем выборе, т.к. Ваши права и свободы охраняются законом. Приложение 5 Методика контрольно-обучающего тестирования Контрольно-обучающее тестирование применяется в следующих случаях: 1) Для групповой самостоятельной работы с источниками, в которых учащиеся ищут ответы на поставленные в тесте вопросы (в данном случае – работа с текстом Конституции России); 20 2) Для оживления внимания учащихся в ходе занятия; 3) Для контроля усвоения темы, уточнения знаний, их углубления. Условия применения контрольно-обучающего тестирования: а) учащиеся должны не только назвать, но и обязательно обосновать, почему избран именно этот вариант ответа; б) выслушиваются и те варианты ответа, на которых настаивают другие учащиеся с обоснованием; в) вопросы желательно ставить нестандартно; г) эффективно самостоятельное составление тестов по пройденному материалу; д) в ходе тестирования могут применяться работа экспертов из состава учащихся, работа над тестом групп с последующей защитой. Контрольно-обучающий тест №1 по теме «ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 1. Как правильно называется наше государство? а) Российская Федерация б) Россия в) иной ответ 2. Кто ответственен за защиту прав и свобод граждан России? а) Президент б) государство в) Федеральное Собрание 3. Формы осуществления власти народом: а) через референдум и свободные выборы б) через органы государственной власти в) через органы местного самоуправления 4. Кто в РФ имеет право на собственную Конституцию? а) РФ как суверенное государство б) республики в) края 5. Кто может лишить российского гражданства? а) Президент б) суд в) иной ответ 6. Закреплено ли в Конституции РФ право наций на самоопределение? 21 а) нет б) да в) иной ответ 7. Какие общественные объединения запрещены в нашей стране? а) подрывающие целостность РФ б) разжигающие социальную, национальную и религиозную рознь в) имеющие вооруженные отряды 8. Государственный язык в РФ: а) двуязычие в республиках б) русский в) иной ответ 9. Государственная религия в РФ: а) православие б) все религии поддерживаются государством в) иной ответ 10. Кто может изменить конституционные полномочия Президента РФ? а) Совет Федерации б) Федеральное Собрание в) иной ответ 11. Кто может изменить название субъекта РФ? а) сами субъекты федерации б) Федеральное Собрание в) всенародный референдум 12. Кто может изменить основы конституционного строя РФ? а) Федеральное Собрание б) Конституционное Собрание в) иной ответ Ответы 1. а б Ст. 1 ч. 2 2. а б Ст. 80 ч.2 Ст.2 3. а б в Ст.3 ч 2,3 4. а б Ст. 1 ч. 2 6. а б Ст. 80 ч.2 Ст.2 7. а б в Ст.3 ч 2,3 8. а б Ст.5 ч.2 9. в Ст.14 ч.1,2 10. в Ст.71 п. «а» Ст.76 ч.1 Ст.108 ч.2 11. а ст.137 ч.2 ст. 73 12. б ст.16 ч.1 22 ст. 135 ч. 1,2,3 5. а б Ст. 1 ч. 2 Приложение 6 Сравнительная таблица Признаки различения Неправовое государство Правовое государство Источник права Источник власти Приоритеты Формы государства Приложение 7 Контрольно-обучающий тест №2 по теме «КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ» 1. Кто в правовом государстве является источником права? а) государство б) общество в) законы, принятые с учетом неотчуждаемых прав человека 2. Кто в правовом государстве является источником власти? а) президент б) государство в) народ 3. В какой форме народ осуществляет государственную власть и законотворчество? а) через органы государственной власти б) непосредственно в) через органы местного самоуправления г) через референдум и свободные выборы 4. Как народ может влиять на изменение основ конституционного строя РФ? а) через выборы высших представительных органов государственной власти б) через выборы Президента РФ в) иной ответ 5. Каким может быть в действительности срок полномочий депутатов Государственной Думы? а) 1 год 23 б) 4 года в) иной ответ 6. В чем выражается идеологическое многообразие в РФ? а) в равенстве всех общественных объединений перед законом б) в запрете государственной или обязательной идеологии в) иной ответ 7. Кто может помиловать преступника, осужденного судом? а) Верховный Суд РФ б) Президент в) Конституционный суд 8. В чем ведении находятся вопросы образования? а) в ведении РФ б) в ведении субъектов РФ в) иной ответ Ответы 1. в ст. 105 ч.1 ст. 90 ч.2 ст.4 ч.2 ст.2 ст.17 ч.2 ст.18 2. в ст.3 ч.1, 2 ст.11 ч.1, 2 3. а б в г ст.3 ч.2 ст.3 ч.3 4. в ст. 16 ч.1 ст.135 ч.1, ч.2, ч.3 5. в ст. 96 ч.1 ст. 111 ч.4 ст. 117 ч.3, ч.4 ст. 109 ч.3, ч. 4, ч.5 6. в ст.14 ч.1 ст.28 ч.1 ст.29 ч.1, ч.3, ч.4, ч.5 7. б ст.126 ст.89 8. в ст.72 ч.1. Приложение 8 Вопрос для сравнения Президент Совет Федерации Государственн ая Дума Правительство Приход к власти Оставление властных полномочий 24 Основные обязанности Полномочия относительно Правительства Полномочия относительно Президента Полномочия относительно Государственной Думы Полномочия относительно Совета Федерации Полномочия относительно председателя Центрального банка России Полномочия относительно судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов Полномочия относительно Вооруженных Сил Полномочия относительно государственного бюджета Полномочия в международных отношений Иные полномочия Приложение 9 Контрольно-обучающий тест №3 по теме «РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТОГО ПРИНЦИПА В КОНСТИТУЦИИ РФ» 1. Кто может отрешить от должности Президента РФ? а) Государственная Дума 25 б) всенародный референдум в) Совет Федерации 2. Кто может распустить Совет Федерации? а) Президент б) Федеральное Собрание в) иной ответ 3. Кто решает вопрос об отставке Правительства? а) Государственная Дума б) Президент в) Совет федерации 4. Кто принимает федеральные законы? а) Государственная Дума б) Президент в) Совет Федерации 5. Кто назначает Председателя Правительства? а) Федеральное Собрание б) Государственная Дума в) Президент 6. Кто назначает председателя Центрального банка России? а) Государственная Дума б) Президент в) Совет Федерации 7. Кто назначает судей Конституционного Суда? а) Государственная Дума б) Президент в) Совет Федерации 8. Кто назначает министра обороны РФ? а) Председатель Правительства б) Правительство в) иной ответ 9. Кто утверждает государственный бюджет? а) Государственная Дума б) Федеральное Собрание в) Президент 26 10. Кто руководит внешней политикой РФ? а) Правительство б) Президент в) Совет Федерации 11. Кто может предоставить политическое убежище? а) Правительство б) Министерство иностранных дел в) Президент 12. Кто может объявить амнистию? а) Президент б) Государственная Дума в) иной ответ 13. Кто управляет федеральной собственностью? а) Президент б) Федеральное Собрание в) иной ответ 14. В чьем ведении находится внешняя политика? а) в ведении субъектов РФ б) в ведении Российской Федерации в) в ведении республик РФ и Российской Федерации 15. Кому подчиняются органы местного самоуправления? а) Правительству РФ б) органам государственной власти субъектов РФ в) населению в пределах своей территории Ответы 1. в) ст.93 ч.1, ч.2 ст.102 ч.1 ст.3 ч.3 ст.84 2. в) ст.96 ч.2 ст.95 ч.2 3. б) ст.83 в) ст.117 ч.3 4. а) 6. а) ст.103 ч.1 в) ст. 83 г) 7. в) ст.102 ч.1 ж) ст.83 е) 8. в) ст.83 л) ст.87 ч.1 ст.112 ч.2 9. а) ст.105 ч.1 11. в) ст.89 12. б) ст.103 13. в) ст.114 14. б) ст.71 ст.72 15. а), б), в) ст.115 ч.2 ст.90 ч.2 27 ст.105 чч.1, 3,4,5 ст.84 д) ст.107 ч.3 5. в) ст.83 а) ст.103 ч.1 а) ст.111 ч.4 ст.106 ст.84 ст.114 10. б) ст.86 ст.106 ст.114 ст.73 ст.12 28