право 10-11

Содержание

Нормативные основания-------------------------------------------------------

3

Общая характеристика предмета--------------------------------------------- 3
Цели и задачи курса---------------------------------------------------------------- 4
Место учебного курса в базисном учебном плане------------------------- 4
Используемые технологии, принципы, методы, подходы---------------5
Основное содержание ------------------------------------------

-6-16

Планируемые результаты освоения программы---------------------------17-18
Тематическое планирование-------------------------------------------------------19Календарно – тематическое планирование------------------------------------20-22
Литература-------------------------------------------------------------------------------23-

Нормативные основания
Рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного
стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего
образования (профильный уровень), программы «Право. 10 – 11 класс» (под редакцией А.Ф. Никитина);
с учетом наличия учебно–методической базы.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает
примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность
изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор
практических работ, выполняемых учащимися.
Программа: Составлена в соответствии с учебно-методическим комплексом автора
Учебник:
Никитин А.Ф. Право. Базовый и углублённый уровни. 10-11 кл.:
учебник/ А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина М, Дрофа, 2020

Общая характеристика предмета
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования
личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой
социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития
гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение
основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для
эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина,
налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как
учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в
нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых
ситуациях.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей
ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в
основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса
права для 10 -11 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:
- роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в
стране;
- гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении
государством, избирательная система в России;
- вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные
права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской
деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
- основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
- особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов,
понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации,

квалифицированной юридической помощи и т.п.
Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне
является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации
правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе

Цели изучения курса
Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
 развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры,
социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм
права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом
права и свободы;
 воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства;
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим
правовым институтам, правопорядку;
 освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях
правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и
исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
 овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов
деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия
подержанию правопорядка в обществе; решения практических задачасв социально-правовой сфере,
а также учебных задачасв образовательном процессе;
 формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых
решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Место предмета в учебном плане
Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе среднего общего
образования, поскольку призвано обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой
сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям и установкам,
закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении
задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования являются научные
знания о государстве и праве. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования
многогранно освещает проблемы прав человека, порядок функционирования органов государственной
власти, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует формированию у
обучающихся правосознания и правовой культуры.
Программа предусматривает изучение учебного предмета «Право» в 10 – 11 классах для
углубленного изучения предмета из расчета 2 часа в неделю.  Программа рассчитана на 136 учебных
часа (по 68 часов в 10 и 11 классах).

Используемые технологии, принципы, методы, подходы
Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК и учебников по праву (базовый и
углублённый уровни) 10 – 11 класс А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной. Это определяет
последовательность изложения и объем времени на изучение и усвоение материала. Отбор содержания
и логика изложения материала приближены к структуре классического курса «Право».
1) Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву. Сборник нормативных
документов. Право. М., Дрофа, 2014
2) Программа по праву для 10-11 классов общеобразовательных школ, автор А.Ф. Никитин, 2016
3) учебник А.Ф. Никитин. Право 10 - 11 кл. М., Дрофа, 2018 г.
4) методическое пособие «Основы государства и права»10 – 11кл. А.Ф.Никитин. – М.: Дрофа 2017
5) Котова О.А. Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для
подготовки учащихся. Учебное пособие / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Интеллект-Центр, 2017.
6) Котова О.А. ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / О.А. Котова,
Т.Е. Лискова. – М.: Национальное образование, 2018.
Для учебного предмета Правоведения на этапе среднего (полного) общего образования в области
познавательной деятельности являются:
 умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
 участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской
работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами
исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение
отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной
информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников,
созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от
второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания
информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать
суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на
самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных
выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как
средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения,
черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке,
владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и
определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение
собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую
позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей
продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений
осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты,
механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм;
различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата,
прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования
правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.

Основное содержание курса
Тема 1. Теория государства и права
Понятие государства. Признаки государства. Основные и факультативные признаки
государства.
Проблема происхождения государства. Теории происхождения государства.
Функции государства. Аппарат государства. Органы государства и их классификация.
Факторы эффективности аппарата государства.
Формы государства. Форма государственного правления. Монархия и ее разновидности.
Республика и ее виды. Форма государственного устройства. Характерные черты унитарного и
федеративного государств. Политический режим. Демократический, авторитарный и тоталитарный
типы политических режимов.
Правовое государство и его принципы. Гражданское общество. Институты гражданского
общества.
Право в системе социальных норм. Виды социальных норм. Социальные нормы. Моральные нормы.
Религиозные нормы. Корпоративные нормы. Политические нормы. Признаки права как особой
системы социальных норм. Функции права. Позитивистский и естественно-правовой подход к
пониманию сущности права. Норма права. Структура нормы права. Классификация норм права.
Правоотношение: понятие и структура. Юридические факты. Классификация юридических фактов:
юридические события и юридические деяния. Юридические состояния.
Отрасли права. Характеристика основных отраслей российского права. Материальные и
процессуальные отрасли права. Предмет правового регулирования. Метод правового
регулирования. Сферы частного и публичного права. Институты права.
Источники права. Нормативно-правовые акты и их роль в системе российского права.
Правовой обычай. Судебный прецедент. Нормативный договор. Правотворчество: понятие, принципы
и виды. Система права. Исторические семьи права. Романо - германская, англосаксонская, исламская
исторические семьи права. Семья традиционного обычного права.
Понятие и принципы законности. Понятие и гарантии правопорядка. Правосознание, его
структура и виды. Правовая культура общества. Правовой нигилизм.
Толкование права. Виды толкования права: грамматическое, систематическое, логическое,
историческое. Правовые коллизии и способы их разрешения. Пробелы в праве. Аналогия закона и
аналогия права как способы разрешения юридических ситуаций при пробелах в праве.
Юридическая техника.
Понятие правонарушения. Признаки правонарушения. Состав правонарушения. Понятие
вины. Умысел и неосторожность как формы вины. Состояние аффекта. Юридическая
ответственность. Виды юридической ответственности. Принципы юридической
ответственности. Правовая культура и правосознание

Тема 2. Конституционное право
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники.
Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая
характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя.

Содержание вступительной части Конституции. Российская

Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая
ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты
осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право.
Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство*.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная.
Федеративное

устройство

неприкосновенность территории

России.

Равенство

субъектов

Российской Федерации.

федерации.

Виды

субъектов

Целостность
РФ.

и

Федеральное

законодательство! и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. I Гарант Конституции РФ, прав и
свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения
полномочий Президента или отрешения его от должности.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в европейской политической
традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная
] Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии 1 обеих палат. Предметы ведения
Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской
Федерации.
Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия
Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные
заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный
прокурор РФ*.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность.
Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование
местного самоуправления.
Тема 3. Права человека
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав
человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах
человека. Виды международных документов о правах человека.

Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток.
Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право
на свободу мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и
ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное
обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на
труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в
культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Основные отрасли российского права
Тема 4. Гражданское право
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора.
Виды договоров.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника.
Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права
собственности. Прекращение права собственности.
Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или
ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.
Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.
Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
Тема 5. Финансовое и налоговое право
Понятие налога, сбора, пошлины. Финансовое и налоговое право. Система налогового
законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых
правоотношений. Налоговые органы. Аудит.
Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество.
Декларация о доходах. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная
ответственность.
Правовое регулирование банковской деятельности. Права и обязанности вкладчиков.
Тема 6. Семейное право
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи.
Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный
договор. Прекращение брака.

Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление.
Опека, попечительство.
Тема 7. Трудовое право
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и
обязанности работника и работодателя.
Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный
договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора.
Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная,
сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов
об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.
Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС).
Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и
материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.
Тема 8. Административное право
Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование.
Административная

ответственность.

Кодекс

РФ

об

административных

правонарушениях.

Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений.
Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных
правонарушениях.
Тема 9. Уголовное право
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный
кодекс РФ, его особенности.
Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность
преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.
Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные
и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Тема 10. Международное право
Международное (публичное) право

Формы организации учебных занятий и характеристика
основных видов деятельности учащихся
Выбор форм учебных занятий в каждом конкретном случае и на различных этапах обучения
определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем общего развития учащихся,
образовательной целью и многими другими факторами.
Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы
учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную
деятельность.
Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, практикумы, урокипрезентации, зачеты, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний,
развитию личности познавательных и созидательных способностей.
Содержание курса.

Характеристика основных видов деятельности

Темы.
10 класс
Знать

понятие

«государство»,

характеризовать

основные

Теория государства и

теоретические подходы в рассмотрении сущности государства.

права

Называть признаки государства, формы правления, формы
государственного устройства. Характеризовать политические
режимы.

Высказывать

собственное

мнение

по

вопросу

необходимости государства в современном обществе.
Знать понятие: право, элементы права, источники права, правовая
норма, система права.
Характеризовать основные признаки правового государства
Объяснять принцип верховенство закона в правовом государстве и
содержание

понятий

«законность»

и

«правопорядок.

Характеризовать понятие «разделение властей».
Характеризовать взаимосвязь право и морали, называет их
сходство и различие. Анализировать соотношение права и
политики и влияние права на экономику и культуру.
Объяснять

понятие

«философия

права».

Анализировать

соотношение права и нравственности. Высказывать свое мнение
по проблеме существования врождённого «чувства права
Конституционное право

Характеризовать понятие «конституция». Называть виды и
источники конституций.
Характеризовать конституционное право и Конституционализм.

Знать о становлении конституционализма в России
Характеризовать причины конституционной реформы в России в
начале 1990-х гг. Знать о порядке принятия Конституции РФ.
Анализировать ее достоинства и недостатки. Выполняет тестовые
задания.
Знать содержании преамбулы Конституции РФ. Характеризовать
основные положения Конституции РФ о ценностях, демократии,
государственной власти и т.д. Объяснять понятие «прямое
действие Конституции»
Характеризовать

содержание

понятий

«гражданство»,

«гражданин», рассказывает об основаниях для приобретения
гражданства (принцип крови, принцип почвы). Обсуждать
проблему: двойное гражданство: выгоды и трудности.
Объяснять государственное устройство России. Характеризовать
различные формы территориально-государственного устройства:
федерация, конфедерация, унитарное государство. Называть виды
субъектов РФ и их количество. Характеризовать понятие
«сепаратизм».
Характеризовать статус Президента РФ согласно Конституции РФ,
его полномочия, вступления в должность и отрешения от
должности.
Характеризовать понятие «парламентаризм» и законодательный
орган РФ – Федеральное собрание, его структуру, полномочия
палат, процедуру комплектования, полномочия.
Понимать процедуру создания законов в РФ и полномочиях
субъектов законодательной деятельности.
Знать о высших органах исполнительной и законодательной
власти в РФ, процедуре их формирования, полномочиях и
функциях.
Характеризовать роль местного самоуправления в системе власти
России.

Объяснять

способы

участия

граждан

в

местном

самоуправлении, называют круг вопросов, решаемых местным
самоуправлением
Права человека

Характеризовать важнейшие нормативные документы
(международные и российские), определяющие права человека.
Анализировать соотношение прав и обязанностей.
Знать международные договоры, которые входят в

Международный билль о правах. Характеризовать содержание
Факультативного протокола к международному пакту о
гражданских и политических правах. Объяснять классификацию
международных договоров.
Характеризовать гражданские права гражданина РФ, приводя
конкретные примеры. Обсуждать проблему: может ли смертная
казнь остановить рост тяжких преступлений?
Характеризовать политические права гражданина РФ, приводя
конкретные примеры.
Характеризовать экономические, социальные и культурные права
гражданина РФ, приводя конкретные примеры.
Характеризовать российское экологическое право и содержание
экологической угрозы. Называть основные направления пути
выхода

из

экологического

кризиса.

Обсуждать

проблему:

экономическое развитие и защита окружающей среды.
Характеризовать российское экологическое право и содержание
экологической угрозы.
Характеризовать содержание Конвенции о правах ребенка.
Анализировать трудности, с которыми сталкивается общество в
процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и
собраний.
Характеризовать понятия «грубое нарушение прав человека»,
«геноцид»,
«апартеид», «расизм», приводя конкретные примеры.
Объяснять содержание деятельности Комиссии по правам
человека ООН, Совета по правам человека. Знать об общественных
организациях, наблюдающих за соблюдением прав человека.
Знать о содержании гуманитарного права, называет социальные
группы, которое оно защищает. Характеризовать современное
положение в области гуманитарного права.
Избирательное право и избирательный процесс
Характеризовать особенности избирательного права, содержание
избирательных прав граждан, называет правовые документы,
регулирующие избирательное право в нашей стране и принципы
избирательной системы в России.
Объяснять содержание понятия «избирательный процесс». Знать
различные

виды

избирательных

систем,

сравнивать,

анализировать достоинства и недостатки каждой из них.
Объяснять понятие «джерримендеринг» и рассказывает о его
появлении.
11 класс
Характеризовать понятия «гражданское право», «источники
Гражданское право

гражданского права»,
«субъекты

гражданского

права».

Знать

об

особенностях

Гражданского кодекса РФ. Анализировать причины и цели
обновления гражданского права в России.
Объяснять содержание понятия «гражданская дееспособность» и
приводит обстоятельства, при которых граждане могут быть
признаны

недееспособными.

Характеризовать

особенности

гражданской дееспособности несовершеннолетних граждан.
Объяснять

содержание

понятия

«предпринимательская

деятельность», называет различные организационно-правовые
формы предпринимательской деятельности и Характеризовать
каждую

из

них.

Сравнивает

акционерное

и

унитарное

предприятие. Выполняет тестовые задания.
Объяснять социально-экономическое и юридическое содержание
понятия
«собственность», называет формы собственности, закрепленные в
Конституции

РФ.

Характеризовать

права

и

полномочия

собственника и его возможности защитить свою собственность.
Характеризовать содержание института наследования. Объяснять
процедуру перехода наследства к наследникам. Знать о порядке и
видах страхования. Высказывает свое мнение по вопросу: какие
договоры страхования полезно заключать в наше время и почему.
Характеризовать понятие «обязательственное право». Сравнивает
договор и сделку, называя их сходство и различие. Объяснять,
какие

виды

договоров

предусмотрены

обязательственным

правом. Характеризовать гражданское процессуальное право.
Высказывает свое мнение по проблеме: договорная дисциплина: с
чего начать? Выполняет тестовые задания
Объяснять

содержание

понятия

«нематериальные

блага»,

рассказывает о путях защиты материальных и нематериальных
благ.

Называет

основания

возникновения

внедоговорных

обязательств. Объяснять содержание понятия «принцип полного

возмещения вреда». Высказывает свое мнение по проблеме:
можно ли победить видеопиратов?
Знать
Налоговое право

определение

понятия

«налог».

Характеризовать

особенности российского налогового права. Называет источники
налогового права, обязанности и права налогоплательщиков.
Объяснять содержание понятия «аудит». Высказывает свое
мнение по проблеме: государство не может собрать всех
запланированных налогов– где выход? Выполняет тестовые
задания.
Называет виды налогов. Сравнивает прямые и косвенные налоги.
Характеризовать понятие «система налогов». Осуществляет
самостоятельный

поиск

информации

о

местных налогах.

Высказывает свое мнение по проблеме: почему в странах с
неблагополучной экономикой предпочтение отдают косвенным
налогам, а в богатых – прямым. Выполняет тестовые задания.
Характеризовать содержание понятия «юридическое лицо» в
налоговом праве. Называть законы, регулирующие взимание
налогов с юридических лиц. Объяснять содержание понятий
«налог на добавленную стоимость», «акциз», «налог на прибыль».
Знать о льготах по налогу. Высказывает свое мнение по проблеме:
акцизы: за и против.
Характеризовать содержание понятия «физическое лицо в
налоговом

праве».

Называть

основные

налоги,

которые

взимаются в настоящее время с населения России. Объяснять
порядок исчисления и взимания налога на доходы. Знать о
налоговых льготах, о ставках подоходного налога, установленных
Налоговым кодексом РФ.
Характеризовать виды правовой ответственности, к которой
привлекаются должностные лица и граждане, виновные в
нарушении

налогового

ответственности

за

законодательства.
уклонение

от

Рассказывает
уплаты

об

налогов,

предусмотренной уголовным кодексом РФ. Высказывает свое
мнение по проблеме: должны ли граждане декларировать крупные
доходы: мировой опыт и его уроки. Выполняет тестовые задания.
Характеризовать отношения, регулируемые семейным правом.
Семейное право

Называть источники семейного права. Объяснять содержание
семейных правоотношений. Выполняет тестовые задания.

Характеризовать понятие «брак» и условия его заключения.
Высказывает свое отношение к проблеме: брак по любви и брак
по расчету
Знать о личных и имущественных правах и обязанностях
супругов. Называет причины разводов. Объяснять порядок
расторжения брака. Высказывает свое мнение по проблеме:
развод и дети.
Характеризовать права и обязанности родителей. Объяснять
причины лишения родительских прав, порядок взыскания
алиментов на содержание детей. Характеризовать понятия
«усыновление», «опека», «попечительство». Высказывает свое
мнение по проблеме: как защитить интересы ребенка.
Характеризовать понятие «трудовое право», источники трудового
Трудовое право

права и содержание трудовых правоотношений. Выполняет
тестовые задания.
Объяснять

понятие

«трудовой

договор».

Рассказывает

о

содержании и порядке заключения коллективного договора,
процедуре оформления трудового договора. Называет условия
прекращения трудового договора.
Объяснять, какие виды рабочего времени предусмотрены
трудовым законодательством. Характеризовать понятие «время
отдыха». Рассказывает о порядке предоставления ежегодного
оплачиваемого отпуска. Выполняет тестовые задания
Характеризовать понятия «оплата труда» и «охрана труда».
Объяснять

специфику

несовершеннолетних.

охраны

Называет

труда

функции

женщин

и

профсоюзов

на

предприятии и виды социальной помощи, предусмотренные
социальным страхованием.
Характеризовать содержание трудовых споров и основания их
возникновения. Объяснять функции и порядок работы комиссии
по трудовым спорам.
Рассказывает о работе примирительной комиссии и условиях
проведения

забастовок.

Характеризовать

понятие

«дисциплинарная ответственность».
Объяснять содержание понятия «материальная ответственность».
Высказывает свое мнение по проблемам: забастовки – «за» и
«против»; заработная плата и дисциплина труда. Выполняет

тестовые задания.
Характеризовать понятие и источники административного права.
Административное право

Называет и виды признаки административных правонарушений.
Высказывает свое мнение по проблеме: чем опасны нарушения
правил дорожного движения. Выполняет тестовые задания
Объяснять

содержание

понятия

«административная

ответственность» и административного наказания. Называет виды
административных наказаний. Характеризовать особенности
административной юрисдикции. Выполняет тестовые задания
Уголовное право

Характеризовать понятие и источники уголовного права.
Объяснять принципы российского уголовного законодательства.
Осуществляет

самостоятельный

поиск

информации

по

проблеме: преступность в современной России.
Характеризовать понятие, признаки и виды преступления.
Объяснять

содержание

понятия

«состав

преступления».

Называет

преступления

против

личности,

экономические

преступления. Высказывает свое мнение по проблеме: влияют ли
социальные перемены на состояние и уровень преступности;
какие преступления особенно опасны сегодня.
Называть

причины

появления

«новых»

преступлений

и

Характеризовать их содержание.
Характеризовать

понятие

«уголовная

ответственность»,

называет этапы привлечения к уголовному наказанию; виды
уголовных наказаний. Высказывает свое мнение по проблеме:
нужна ли смертная казнь в России.
Называет обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание.
Выполняет тестовые задания
Называет

возраст,

с

которого

наступает

уголовная

ответственность, называет виды преступлений и возможных
наказаний. Объяснять содержание понятия
«принудительные

меры

воспитательного

воздействия».

Выполняет тестовые задания.

Основы

Характеризовать

содержание

понятия

«уголовное

судопроизводства

судопроизводство», называет его стадии. Рассказывает как

осуществляется судебное судопроизводство.
Объяснять принципы российского судопроизводства.
Формулировать понятие «приговор».
Характеризовать роль и значение суда присяжных
Международное право
Характеризовать содержание понятия «правовая культура».
Называть основные элементы правовой культуры. Объяснять
понятие «правосознание».
Знать о формировании правовой культуры. Характеризовать
понятие «правовой нигилизм».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для
их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной
и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие
вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения,
с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных
предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и
общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения основной образовательной программы
должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или
профессиональной деятельности.
Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить:
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской
гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям,
закрепленным Конституцией Российской Федерации;
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и
сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции,
факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки
гипотез и интерпретации данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Требования к предметным результатам освоения базового курса права должны отражать:
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе
государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах
применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового,
уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических
профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых
норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений
использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
III. Тематическое планирование
10 класс
Раздел, тема

Кол-во
часов

Вводное занятие. Содержание курса «Право»

1

Тема 1. Теория государства и права

21

Тема 2. Конституционное право

25

Тема 3. Права человека

19

Итоговое повторение

2
68

ИТОГО
11 класс
Раздел, тема

Кол-во
часов

Вводное занятие. Отрасли права

1

Тема 4. Гражданское право

15

Тема 5.Финансовое и налоговое право

8

Тема 6. Семейное право

7

Тема 7. Трудовое право

11

Тема 8. Административное право

7

Тема 9. Уголовное право

9

Тема 10. Основы судопроизводства

4

Тема 11 Международное право

2

Итоговое повторение

2
68

ИТОГО

Календарно-тематическое планирование
Правоведение 10 класс (68 ч)
№
урока

Содержание курса

1

Вводное занятие. Содержание курса «Правоведение»
Тема 1. Теория государства и права

2
3
4-5
6
7
8

Происхождения государства и права.
Государство, его признаки и сущность
Форма государства
Функции государства и государственный механизм
Гражданское общество и правовое государство
Верховенство правового закона. Законность и
правопорядок. Разделение властей
Понятие права. Признаки и функции права. Система
права
Право в системе социального регулирования
Источники права. Действие нормативно-правовых
актов
Во времени, пространстве и по кругу лиц
Правотворчество: понятие, принципы, виды.
Юридическая техника
Реализация права и её формы. Толкование права:
понятие, виды и способы
Правоотношения: понятие, структура. Юридические
факты
Правомерное поведение. Правонарушение: понятие,
виды.
Юридическая ответственность: понятие, виды,
основания
Правовая культура и правосознание. Правовая
деятельность
Совершенствование правовой культуры
Правовые системы современности
Правовая система России
Повторение по теме « Теория государства и права»
Тема 2. Конституционное право
Понятие конституции, её виды. Конституционализм
Общая характеристика Конституции
Основы конституционного строя РФ
Избирательное право
Избирательные системы иизбирательный процесс
Федеративное устройство России
Президент РФ
Федеральное Собрание
Совет Федерации
Государственная Дума
Законодательный процесс в РФ
Правительство РФ
Судебная власть в РФ
Прокуратура

9.
10.
11

12.
13
14.
15.
16
17
18
19
20
21-22
23-24
25
26-27
28
29-30
31-32
33-34
35
36
37
38-39
40-41
42-43
44

Колво
часов
1
21
1
1
2
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
2
25
2
1
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
2
1

Дата
план
факт

44-45
46-47
48
49-50
51-52
53
54
55-56
57
58-59
60
61-62
63-64
65-66
67-68
Итого

Местное самоуправление
Повторение по теме « Конституционное право »
Тема 3. Права человека
Правовой статус человека и гражданина в РФ
Гражданство в РФ
Права, свободы и обязанности человека и гражданина
Гражданские (личные)права
Политические права
Экономические, социальные и культурные права
Права на благоприятную окружающую среду
Права ребёнка
Нарушение прав человека
Защита прав человека в мирное время
Международная защита прав человека в военное время
Повторение по теме «Права человека»
Итоговое повторение

2
2
21
1
2
2
1
1
2
1
2
1
2
2
2
2
68

Календарно-тематическое планирование
Правоведение 11 класс (68 ч)
№
урока

Содержание курса

1

Вводное занятие. Отрасли права
Тема 4. Гражданское право
Понятие и источники гражданского права.
Гражданская правоспособность и дееспособность
Гражданские права несовершеннолетних
Предпринимательство. Юридические лица и их форы
Право собственности
Наследование
Обязательственное право. Сделки. Договоры
Защита материальных и нематериальных прав
Причинение и возмещение ущерба
Повторение по теме «Гражданское право»
Тема 5. Финансовое и налоговое право
Финансовое и налоговое право. Налоговые органы
Аудит
Виды налогов. Ответственность за уклонение от
налогов
Налогообложение физических и юридических лиц
Правовое регулирование банковской деятельности
Права и обязанности вкладчиков

2
3
4
5-6
7-8
9-10
11-12
13
14
15-16
17-18
19
20
22
23

Кол
-во
часо
в
1
15
1
1
1
2
2
2
2
1
1
2
8
2
1
1
1
1

план

Дата
факт

24-25
26
27
28
29
30
31-32

33
34-35
36-37
38
39
40
41
42
43-44
45
46-47
48-49
50-51
52
53
54
55
56
57
58
59-60
61-62
63-64

65-66
67-68

Повторение по теме «Финансовое и налоговое право»
Тема 6. Семейное право
Понятие и источники семейного права
Брак условия его заключения и расторжения
Права и обязанности супругов
Права и обязанности родителей и детей
Усыновление, опека (попечительство)
Повторение по теме «Семейное право»

2
7
1
1
1
1
1
2

Тема 7. Трудовое право
Понятие и источники трудового права
Коллективный договор
Трудовой договор.
Рабочее время и время отдыха
Оплата труда
Охрана труда
Трудовые споры
Ответственность по трудовому праву
Повторение по теме «Трудовое право»
Тема 8 Административное право
Понятие и источники административного права
Административные правонарушения
Административные наказания
Повторение по теме «Административное право»
Тема 9 Уголовное право
Понятия и источники уголовного права
Понятие, признаки и состав преступления
Виды преступлений
Уголовная ответственность и наказание
Обстоятельства, исключающие преступность деяния
Обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Повторение по теме «Уголовное право»
Тема 10. Основы судопроизводства
Гражданское процессуальное право (гражданский
процесс)
Особенности уголовного судопроизводства (уголовный
процесс)
Тема 11 Международное право
Международное (публичное право)
Итоговое повторение

11
1
2
2
1
1
1
1
1
1
7
1
2
2
2
9
1
1
1
1
1
1
1
2
4
2
2
2
2
2

Литература, рекомендуемая в процессе реализации
рабочей программы
Методические пособия для учителя:
Гордеева, В. В. Правовое воспитание : 9–11 классы : разработки организационно-деятельностных игр
/ В. В. Гордеева. – Волгоград : Учитель, 2007.
Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8–11 классы. Интерактивные методы преподавания права
/ Е. А. Мавлютова. – Волгоград : Учитель, 2009.
Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. – М. : Экстремум, 2007.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально-психолог. тренингов
/ А. С. Прутченков. – М. : Новая школа, 1996.
Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей, социальных
педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. – М. : Издательство деловой и учебной
литературы, 2006.
Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний : 8–9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. –
Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. – М. : Новый учебник, 2007.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию :
Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы. – М. : Дрофа, 2008.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента
государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской
области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. – Волгоград : Учитель, 2006. – 123 с.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова,
Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш.
учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р.
Ю. Ибрагимов [и др.]. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш.
Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10–11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб.
заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. – М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов
высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. – М. : Гуманит. ИЦ
ВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс,
2010.
Дыдко, С. Н.
Обществознание.
8–11
классы : справ.
материалы
/
С. Н. Дыдко. – М. : АСТ : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.

Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М. : Виктория Плюс, 2007.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. – М. : АйрисПресс, 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».