Приложение № к основной общеобразовательной программе среднего общего образования Рабочая факультативного курса «Практикум по русскому языку» 10 – 11 КЛАССЫ (срок реализации 2 года) Автор-составитель программы: Кучумова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «Варнавинская средняя школа» Р.п. Варнавино 2023 год 1 СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1. 2. 3. 4. Пояснительная записка……………………………………………..…………………………с.3 Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………………………...с. 3 Содержание учебного предмета…………………………………………………………….. с.4 Тематическое и поурочное планирование .…………………………………………..….......с.6 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа факультативного курса «Практикум по русскому языку» для 10 - 11классов средней общеобразовательной школы построена с учётом принципа системности, доступности, научности и преемственности между различными разделами курса русского языка с учётом метапредметных связей с курсом литературы. Данный курс рассчитан на 67 часов: в 10 – 34 часа, в 11 – 33 часа, т.е. по 1 часу в неделю в течение года в 10 и 11 классах. Факультативный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для обучающихся 10 - 11 классов любого профиля при подготовке к итоговому сочинению (ИС) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) в 11классе. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки обучающихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Предлагаемый курс подготовки к ИС и к ЕГЭ позволит снять психолого-эмоциональное напряжение обучающихся на экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно готовиться к экзаменационным испытаниям. В программу курса включено изучение тестовых заданий, аналогичных заданиям КИМов, работа над сочинениями по предложенным направлениям. Структура курса при подготовке к ИС: часть 1 – общие вопросы об ИС, часть 2 – анализ данных тематических направлений, часть 3 – практическая работа Структура курса при подготовке к ЕГЭ: часть 1 содержит 26 заданий. Ответами к этим заданиям является число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов. Часть 2 содержит 1 задание (задание 27) и представляет собой сочинение по прочитанному тексту. В программе данного курса каждая из структурных частей ЕГЭ снабжена алгоритмом выполнения, содержит методические рекомендации и набор типовых тренировочных заданий, что позволяет закрепить полученные знания и успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Цели и задачи курса: 1. Познакомить с практикой итогового сочинения и экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ, наметить приоритеты подготовки к ИС и ЕГЭ в 11 классе 2. Обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку и литературе за курс 5-9 классов 3.Выявить наиболее трудные темы по русскому языку для каждого обучающегося и класса в целом и отработать их. 4.Скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами; 5.Отработать этапы формирования и развития речеведческих умений; 6.Подготовить обучающихся к успешному написанию ИС и сдаче ЕГЭ. Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому языку и анализе результатов ЕГЭ и написания сочинения предыдущих лет. Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с обучающимися. Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения элективного курса «Тестовые технологии» выпускник научится: создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определённой модели, рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из предложенных тематических направлений: выбрать одну тему; выбрать литературный материал (одно или несколько произведений — количество не важно, важна глубина раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы; сформулировать свою точку зрения; 3 аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по вашему выбору); продумать композицию сочинения; грамотно оформить его; применять на практике теоретико-литературные понятия; анализировать творческие образцы сочинений различных жанров; осуществлять речевое оформления собственных работ; уместно употреблять средства художественной выразительности; редактировать собственные и чужие сочинения. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; создавать сочинения-рассуждения по проблематике текста, предложенного для анализа; применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Выпускник получит возможность научиться: анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка; писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению ИС и ЕГЭ по русскому языку. Особенности ИС и ЕГЭ по русскому языку. Специфика экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. Итоговое сочинение. Требования к сочинению на литературную тему. Различение понятий тема проблема - тезис. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Вступление, аргументация, заключение. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. Три тематических раздела закрытого банка тем итогового сочинения. Важность отбора литературного материала. Выбор темы сочинения. Цитирование. Развёрнутый план работы рад сочинением. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений Заключительная часть сочинения. Виды заключений. Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения. 4 Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности. Редактирование текста сочинения. ЕГЭ. Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы). Словообразовательная норма. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе. Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение. Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы. Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов). Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет. 5 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты. Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение. Этическая норма. Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов. Обобщающее повторение. ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № Тема Кол – во часов Введение 1 ч. 1 ЕГЭ по русскому языку. Структура. Содержание. Оценивание. Демоверсия 1 2024 г. Речь. Работа с микротекстом 5 ч. 2 Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте. Задание1 1 Лексикология и фразеология как разделы лингвистики. Лексический анализ слова. Задание 2. Функциональная стилистика. Задание 3 Практикум «Текст. Средства связи предложений в тексте. Лексическое значение слова». Задания 1 – 3 Речь. Языковые нормы 7 ч. Нормы ударения в современном литературном русском языке. Задание 4 Основные лексические нормы. Паронимы и их употребление. Задания 5 1 8 9, 10 Основные лексические нормы . Тавтология. Плеоназм. Задание 6 Морфологические нормы. Образование форм слова. Задание 7 1 2 11 12 13 Синтаксические нормы. Нормы согласования и управления. Задание 8 2 Практикум «Языковые нормы» Задания 4 - 8. Речь. Нормы орфографии 8 ч. Правописание гласных и согласных в корне. Задание 9 Правописание приставок на З и С, правописание приставок ПРЕ– и ПРИ-, правописание И и Ы после приставок, правописание Ъ и Ь. Задание 10 Правописание суффиксов существительных, прилагательных и глаголов. Задание 11 1 17 Правописание суффиксов причастий, деепричастий и безударных личных окончаний глаголов. Задание 12 1 18 Правописание НЕ и НИ. Задание 13 1 3 4 5 6 7 14 15 16 6 1 1 1 1 1 1 1 19 20 Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи. Задание 14 Правописание Н и НН в словах различных частей речи. Задание 15 1 1 Практикум «Нормы орфографии». Задания 9 - 15 Речь. Нормы пунктуации 7 ч. Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами) и в сложносочинённом предложении. Задание 16 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями). Задание 17 Знаки препинания в предложениях с вводными словами и вставными конструкциями. Знаки препинания в предложениях с обращениями и междометиями. Задание 18 Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Задание 19 Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи между частями. Задание 20. 1 27 Пунктуационный анализ предложения. Употребление запятой, тире, двоеточия. Задание 21 1 28 Практикум «Нормы пунктуации». Задания 16 -21. Повторение и контроль 6 ч. Повторение 1 Решение КИМов ЕГЭ (задания 1-21) 2 Анализ результатов работы. 2 21 22 23 24 25 26 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 2 Итого 34 11 КЛАСС № Тема Кол-во часов 1 Итоговое сочинение-2024 Введение. Итоговое сочинение: что, когда, зачем и как? Критерии оценивания. Различение понятий тема - проблема - тезис. 13 1 Тема, вступление, аргументация, заключение. Сбалансированность частей сочинения. 3, 4 Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека: 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 1.3. Познание человеком самого себя. 1.4. Свобода человека и ее ограничения. Отбор литературного материала, подготовка к домашнему сочинению. 5 Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения по теме раздела 1. 6, 7 Раздел 2 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека: 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. 2.2. Человек и общество. 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека. 2 8 Отбор литературного материала. Подготовка к домашнему сочинению Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения по теме раздела 2. 7 1 2 1 2 1 9, 10 Раздел 3 Природа и культура в жизни человека 3.1. Природа и человек. 3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек. Отбор литературного материала. 11 Практикум: анализ и редактирование домашнего сочинения по теме раздела 1. 12 Итоговое занятие. Занятие-консультация ЕГЭ по русскому языку. 13 ЕГЭ по русскому языку. Структура. Содержание. Оценивание. Демоверсия 2025 года Речь. Анализ текста 14 Текст как речевое произведение. Информационно-смысловая переработка прочитанного текста. Задание 22 15 Информативность текста. Виды информации в тексте. Задание 23 16 Лексикология и фразеология как разделы лингвистики. Лексический анализ слова. Задание 24 17 Логико –смысловые отношения между предложениями в тексте. Задание 25 18 Основные изобразительно-выразительные средства русского языка. Задание 26 19 Практикум «Анализ текста». Задания 22 - 26 Развитие речи. Сочинение 20 Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Критерии оценивания. Примерный план сочинения. 21 Проблема исходного текста 22 Комментарий проблемы исходного текста. Значение комментариев и связь между ними 23 Позиция автора исходного текста по заявленной проблеме. 24 Собственное отношение к позиции автора по заявленной проблеме исходного текста и его обоснование. 25, 26 Практикум «Сочинение. Задание 27» Повторение и контроль 27 Повторение заданий 1- 3 28 Повторение заданий 4 - 8 29 Повторение заданий 9 - 15 30 Повторение заданий 16 - 21 31 Повторение заданий 22 - 26 32 Итоговое занятие. Занятие-консультация 33 Итого 8 2 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 2 7 33 9