2 «Обществознание», «Окружающий мир», «Естествознание», «Английский язык», 1 «Немецкий язык», «Труд. Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности и защиты Родины», «Экономика», «Право», «Россия в мире», «Экология», «Основы духовнонравственной культуры народов России», 2 «Изобразительное искусство», «Музыка» и элективных курсов, преподаваемых на уровне среднего общего образования для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации применяются балльные отметки. По учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики», по курсам внеурочной деятельности, а также при выполнении индивидуального проекта на уровне основного общего образования текущего контроля успеваемости не проводится. За индивидуальный проект, выполнение которого является обязательным требованием к результатам освоения основной образовательной программы на уровне среднего общего образования, по промежуточной аттестации выставляется балльная отметка.3 2.4. При выставлении отметок текущей успеваемости, четвертных, полугодовых применяются правила математического округления. 2.5. Отметка 5 (отлично) ставится при соблюдении следующих условий: учащийся: показывает высокий уровень усвоения образовательных программ; выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, включая письменные работы; демонстрирует знания, понимания, глубины усвоения всего объема программного материала; демонстрирует умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; отсутствие ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ; допускается при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя; освоение учебного материала 85-100%, если иное не предусмотрено контрольноизмерительными материалами. 2.6. Отметка 4 (хорошо) ставится при соблюдении следующих условий: учащийся: демонстрирует усвоение обязательного уровня и частично уровня повышенной сложности образовательных программ; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает существенных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки; демонстрирует знание всего изученного программного материала; демонстрирует умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; допускаются незначительные (негрубые) ошибки при воспроизведении изученного материала; соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ; 1 2 Указывается конкретный язык, поскольку в данном пункте речь идет об учебных предметах, а не о предметных областях Предметная область. В случае если в учебном плане ОДНКНР выбирается в качестве учебного предмета (урочные занятия по предметной области), по нему используются балльные отметки с последующим выставлением в аттестат об основном общем образовании. По данному вопросу см. письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 3 п. 5.2 приказа Минобрнауки от 05.10.2020 № 546 3 освоение учебного материала 75-85%, если иное не предусмотрено контрольноизмерительными материалами. Знания, оцениваемые отметками 5 и 4, как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и умением делать обобщения. Отметка 4 (хорошо) также ставится за полностью выполненную (то есть оцененную отметкой 5 (отлично)) повторно контрольную работу. 2.7. Отметка 3 (удовлетворительно) ставится, когда: учащийся обнаруживает усвоение обязательного уровня образовательных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; учащийся предпочитает ответить на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; допускает существенные ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые отметкой 3, находятся на уровне представлений и элементарных понятий; знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи учителя; умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; наличие грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ; освоение учебного материала 50-75%, если иное не предусмотрено контрольноизмерительными материалами. 2.8. Отметка 2 (неудовлетворительно) ставится, когда учащийся: имеет отдельные представления об изученном материале, при этом большая часть обязательного уровня образовательных программ не усвоена, учащийся испытывает затруднения при ответах на вопросы воспроизводящего характера; допускает грубые ошибки в письменных работах; знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельных представлений об изученном материале; отсутствия умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы; наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ; полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков; освоение учебного материала менее 50%, если иное не предусмотрено контрольноизмерительными материалами; отказался от ответа, в том числе без объяснения причин; списывал, использовал технические средства, заранее подготовленные материалы, а также пользовался подсказками других учащихся. 2.9. Критерии выставления отметок, указанные в пунктах 2.5-2.8, являются общедидактическими. 2.10. Не допускается снижение отметки за нарушение правил внутреннего распорядка на уроке (плохое поведение учащегося и т.п.). 3. Текущий контроль успеваемости 3.1. Текущий контроль успеваемости проводится в целях систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый учебный период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно - коммуникативных умений, ценностных ориентаций. 3.2. Текущий контроль успеваемости осуществляется в рамках часов, отведенных на изучение учебного предмета в соответствии с расписанием учебных занятий. Допускается изменение расписания учебных занятий, направленное на оптимальное проведение текущего 4 контроля, например, для одновременного проведения общешкольной контрольной работы в параллели по единым заданиям. 3.3. Результатом текущего контроля успеваемости учащихся является выставление: а) текущих отметок в течение учебного периода:4 четверти – во 2-9 классах, полугодия – в 10-11 классах; б) четвертных и полугодовых отметок – по окончании учебных периодов; в) годовых отметок по учебным предметам, по которым не предусмотрено промежуточной аттестации. Формами текущего контроля успеваемости являются: устный ответ на уроке: проверка техники чтения, пересказ, оценка смыслового чтения, чтение вслух, устный счет, аудирование, говорение, пение, диалогическая речь, ответ на уроке, доклад, защита проекта, реферата, творческой, научно-исследовательской работы, беседы, собеседования; письменный ответ на уроке: письмо под диктовку, различного вида списывания, письмо по памяти (изложение), выборочные, зрительные и предупредительные диктанты, творческие работы, решение задачи у доски; самостоятельная работа учащегося: сочинение, работа с контурными картами, таблицами, выполнение практической работы; лабораторная работа; контрольная (т.н. «срезовая») работа: проверочная работа, тематический зачет, собственно контрольная работа; выполнение контрольных упражнений, нормативов по физической культуре; комбинированное задание. Отметки, полученные учащимся на учебном занятии (уроке), вносятся в журнал (в бумажной или электронной форме) по окончании учебного занятия (урока). Отметка за выполненную письменную (самостоятельную, практическую, лабораторную, контрольную) работу вносится в журнал не позднее чем через следующее учебное занятие (урок), отметка за письменную работу по русскому языку и литературе в 8-11 классах вносится в журнал в течение недели следующей за проведением работы. Отметки за кратковременные или обучающие лабораторные работы, практические работы (по географии, биологии, химии, физике, информатике, технологии) могут быть выставлены учителем выборочно. При наличии за письменную работ более 20% неудовлетворительных отметок, учитель имеет право, выставить в журнал только удовлетворительные и провести повторную контрольную всем писавшим её. 3.4. Две отметки за одну работу выставляются только по учебным предметам «Русский язык» и «Литература». При выставлении двух отметок за одну работу они указываются в одной ячейке через дробь. В случае, если обучающийся отсутствовал продолжительное время и в журнале на хватает места для размещения всех отметок, может быть выставлено две отметки в одну клетку. В случае, если обучающийся выполнял задания во время своего отсутствия и предоставил их учителю на проверку отметка может быть выставлена в клетку журнала совместно с обозначением отсутствия. 3.5. После проверки письменной работы в день объявления отметок учитель проводит показ проверенных работ. Учащиеся имеют прав на получение полного ответа на свои вопросы по порядку выставления отметок и содержанию выполненного задания. 3.6. Количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся составляет: За четверть у обучающихся в электронном журнале должно быть выставлено не менее -3 (трех) текущих отметок при изучении предмета в рамках 1 (одного) часа в неделю; - 5 (пяти) текущих отметок при изучении предмета в рамках 2 (двух) и более часов в неделю; За полугодие у обучающихся в электронном журнале должно быть выставлено не менее - 5 (пяти) текущих отметок при изучении предмета в рамках 1 (одного) часа в неделю; - 7 (семи) текущих отметок при изучении предмета в рамках 2 (двух) и более часов в неделю; 4 Неверно указывать «поурочно, потемно» 5 Контрольные работы проводятся в строгом соответствии требования программ по предметам, не более чем одной в день, не более чем двух в неделю, не чаще чем один раз в две с половиной недели по одному предмету, в строгом соответствии с графиком контрольных работ, который составляется заместителем директора по УВР. 3.7. При минимальном количестве необходимых отметок они не должны идти подряд, за исключением случая пропуска учащимся учебных занятий по уважительным причинам. 3.8. Конкретные формы и периодичность (график) текущего контроля успеваемости определяются учителем-предметником в соответствии с рабочей программой, календарно-тематическим планированием и настоящим Положением. 3.9. Для повышения т.н. «накопляемости» отметок учитель имеет право (по согласованию с обучающимся) засчитать результаты участия (победы и призовые места) в конкурсах и олимпиадах, проводимых по предмету, и поставить отметку в журнал. 3.10. Обучащиеся, освобожденные от выполнения физических упражнений по физической культуре по медицинским показаниям, изучают теоретическую часть учебного предмета.5 Текущий контроль осуществляется с использованием различных форм устных и письменных ответов. Форма текущего контроля успеваемости доводится до сведения учащегося в начале учебного периода. 3.11. В учреждении не допускается: проведение всех видов контрольных работ в первую неделю нового учебного периода; опрос и выставление неудовлетворительных отметок учащимся сразу (в течение 3 учебных дней) после пропуска учебных занятий по уважительной причине; проведение более одной контрольной работы в один учебный день; выставление отметок или завышение отметки на 1 балл за оказанную учащимся помощь, в целях обеспечения образовательного процесса (например, перенес парты, отнес что-либо, помог настроить компьютер). 3.12. Пропуском учебного занятия по уважительным причинам признается: болезнь, подтвержденная справкой из медицинской организации; направление учащегося на мероприятия, зафиксированное в приказе директора школы; семейные обстоятельства, подтвержденные заявлением родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося (болезнь или смерть близкого родственника, и др.). 3.13. Выполнение всех заданий в рамках текущего контроля успеваемости осуществляется учащимся самостоятельно, если иное не установлено рабочей программой учебного предмета. Использование технических средств, заранее подготовленных материалов, а также подсказки других учащихся являются основанием для выставления отметки 2 (неудовлетворительно). 3.14. Выполнение контрольных работ в соответствии с рабочей программой учебного предмета является для учащихся обязательным.6 Отсутствие учащегося по неуважительным причинам на уроке, на котором запланировано проведение контрольной работы, не освобождает учащегося от ее выполнения. (см. также п. 4.3) 3.15. Срок выполнения указанной контрольной работы составляет при отсутствии уважительных причин – одна неделя. 3.16. Учитель должен предоставить возможность пересдачи контрольной работы, выполненной на отметку «2» в течение двух недель, но не позднее трех дней до окончания четверти или полугодия. В этом случае отметка «2» не исправляется, вновь полученная отметка выставляется в день проведения следующего урока. Обе отметки учитываются при выставлении отметки за четверть. 5 Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» 6 В настоящее время законодательством РФ не урегулирован вопрос, обязан ли учащийся, не посещающий учебные занятия по уважительной причине и пропустивший ряд тем, сдавать по ним контрольные работы 6 3.17. Для выполнения пропущенной контрольной работы (пункт 3.14), а также контрольной работы, по которой получена отметка 2 (неудовлетворительно) (пункт 3.17), отводится время за пределами учебных занятий.7 3.18. Повторно выполненная контрольная работа не может быть оценена отметкой 5 (отлично). 3.19. Работы, выполненные на положительные отметки, не пересдаются. 3.20. Исправление отметок 2 (неудовлетворительно), полученных при устных и письменных ответах, не проводится. 3.21. В случае утери письменной работы учитель может назначить ее выполнение.8 3.22. Отсутствующим более 50 процентов времени учебного периода по уважительной причине (болезни или иным обстоятельствам, подтвержденным документально), текущий контроль успеваемости в течение учебного периода осуществляется индивидуально в сроки, назначенные учителем в соответствии с расписанием дополнительных занятий с учащимися, за пределами учебного периода – в соответствии с приказом учреждения. 4. Выставление отметок по итогам учебного периода – четверти и полугодия 4.1. Отметки учащимся за учебный период (далее также – четвертные и полугодовые отметки) выставляются не позднее чем за три дня до начала каникул на основании текущих отметок. 4.2. Для расчета четвертных (триместровых) и полугодовых отметок все отметки за учебный период учитываются в соответствии со следующим весом: устный ответ на уроке, письменный ответ на уроке – 1; контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная работа, практическая работа, тест – 2; Четвертная и полугодовая отметки рассчитываются как средневзвешенный балл. Средневзвешенный балл подсчитывается с учетом веса, то есть коэффициента важности каждой работы, и таким образом демонстрирует более объективный показатель успеваемости. Средневзвешенный балл = (сумма произведений оценок на их веса) / (сумма весов этих оценок) Пример подсчета: «5» и «4» поставлено за контрольную работу; «3» поставлено за ответ на уроке. Вес работ: контрольная работа = 2, ответ на уроке 1 балл. Средневзвешенный балл = (5*2+3*1+4*2)/(5)=4,2. Средний балл при таких же условиях = (5 + 4 +3)/3=4. Но так как контрольные работы важнее, а они были написаны «хорошо», средневзвешенный балл показал, что обучающийся знает материал на 4,2, а не на 4 ровно, повысив его шансы получить «5» в четверти. 4.3. Обязательным условием выставления четвертных (триместровых) и полугодовых отметок является выполнение не менее 50 процентов контрольных работ. 4.4. В расчет четвертных (триместровых) и полугодовых отметок включаются все отметки: все положительные отметки; отметка 2 (неудовлетворительно), полученная повторно на контрольной работе; отметки 2 (неудовлетворительно), полученные при других формах текущего контроля успеваемости. 7 Для учителя дополнительная работа с обучающимися проводится в рамках времени, отведенного на выполнение другой педагогической работы 8 Допустимо в отношении отдельных предметов 7 4.5. Учащимся, переведенным из других образовательных организаций в течение учебного периода, четвертные (триместровые) и полугодовые отметки выставляются с учетом текущих отметок, полученных в этих образовательных организациях. 4.6. При отсутствии минимального количества отметок учащийся не аттестуется за четверть или полугодие. В журнал в соответствующей графе выставляется «н/а» (не аттестован). 4.7. Для учащихся, не аттестованных по итогам четверти или полугодия, проводятся обязательные к посещению дополнительные занятия по учебному предмету. Количество дополнительных занятий, а также сроки сдачи пропущенного материала определяются педагогическим советом. 4.8. Четвертные и полугодовые отметки выставляются только после сдачи пропущенного материала и (или) выполнения контрольных работ. 4.9. Особенности выставления отметок доводятся до сведения учащихся и родителей (законных представителей) на классных часах и родительских собраниях. 5. Промежуточная аттестация учащихся 1-11 классов 5.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией учащихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном настоящим Положением. 5.2. Промежуточная аттестация проводится в целях оценки качества усвоения учащимися всего объема содержания учебного предмета за учебный год или весь курс обучения по учебному предмету. Промежуточная аттестация является обязательной для всех9 учащихся учреждения, осваивающих основные и адаптированные общеобразовательные программы, за исключением учащихся 1 классов.10 Промежуточная аттестация учащихся 1-го класса проводится на основе контрольных комплексных диагностических работ. 5.3. Промежуточная аттестация в учреждении проводится по итогам учебного года / не позднее чем за неделю до окончания учебных занятий, как правило в конце апреля начале мая.11 5.4. Лицам, не имеющим возможности по уважительным причинам пройти промежуточную аттестацию в установленные учреждением сроки, предоставляется возможности ее пройти в иные сроки, установленные приказом учреждения. 5.5. По предметам: ОРКСЭ, музыка, ИЗО, труд (технология), ОБЗР, ОДНКНР, родной язык (русский), родная литература (русская), второй язык (немецкий), индивидуальный проект, вероятность и статистика, астрономия годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных, полугодовых промежуточных аттестаций и представляет собой результат среднего арифметического четвертных, полугодовых отметок и выставляется целыми числами в соответствии с правилами математического округления. 5.6. По остальным предметам учебного плана (не перечисленным в пункте 5.5 настоящего положения) проводится промежуточная аттестация в конце каждого учебного года.12 9 Законодательство об образовании не предусматривает исключений при прохождении промежуточной аттестации. Традиционной ошибкой является освобождение от промежуточной аттестации учащихся по состоянию здоровья на основании заключения медицинской организации, а также учащихся, имеющих отличные отметки по всем предметам учебного плана. Иностранные граждане, обучающиеся в образовательной организации в соответствии с договором, а также лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы проходят промежуточную аттестацию также на общих основаниях 10 Законодательством не урегулирован вопрос об обязательности проведения промежуточной аттестации в 1 классе 11 Вариант с промежуточной аттестацией по итогам четверти (триместра) или полугодия не рассматривается, поскольку возникает неопределенность с академической задолженностью и условным переводом в следующий класс 12 Данный вариант применяется в ряде субъектов РФ, например, в Архангельской, Нижегородской областях. Вместе с тем законодательство РФ (ч. 1 ст. 58 ФЗ «Об образовании в РФ») не требует столь жесткой и частой процедуры проведения промежуточной аттестации сразу по всем предметам. К недостаткам данного варианта можно также отнести длительный период промежуточной аттестации, начиная с середины апреля и до конца мая 8 5.7. Сроки (расписание), перечень предметов, по которым проводится промежуточная аттестация (включая защиту индивидуального проекта), формы ее проведения (переводная контрольная работа, экзамен и т.п.), составы аттестационных и конфликтных комиссий ежегодно определяются педагогическим советом, утверждаются приказом учреждения не позднее чем за три недели до начала промежуточной аттестации и доводятся до сведения всех участников образовательных отношений. 5.8. В состав каждой аттестационной комиссии включается председатель комиссии из числа руководящих работников, члены комиссии из числа педагогических работников, секретарь комиссии. Допускается включение в комиссию привлеченных лиц, не являющихся работниками учреждения. 5.9. В расписании промежуточной аттестации также указываются время и место ее проведения (учебный кабинет). 5.10. Расписание промежуточной аттестации доводится до сведения учащихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся путем его размещения на соответствующем информационном стенде учреждения, сайте учреждения, а также в электронном дневнике не позднее чем за две недели до ее начала. 5.11. За день до проведения промежуточной аттестации по окончании учебного дня учителем проводится консультация. 5.12. Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации разрабатываются учителями и утверждаются на заседаниях методических объединений. Весь материал сдается заместителю директора по учебной работе в течение сентября.13 5.13. Формами промежуточной аттестации (аттестационными испытаниями) являются: − интегрированный зачет (выставление отметки по результатам четвертных (триместровых), полугодовых отметок; − экзамен; − контрольная работа, годовая контрольная работа; − контрольная работа с использованием элементов КИМ ЕГЭ, ОГЭ − диктант с грамматическим заданием; − сочинение; − анализ произведения; − защита индивидуального проекта;14 − защита реферата; − собеседование; − тестирование; − проверка техники чтения; − сдача нормативов; − творческая работа; − контрольное списывание; − комплексная работа; − комбинированная проверка; − ВПР; − иные формы, определяемые образовательными программами ОУ и (или) индивидуальными учебными планами. Промежуточная аттестация учащихся может проводиться как письменно, так и устно. 5.14. Победителям и призерам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников результаты участия в ней по соответствующему предмету засчитываются в 13 Оценочные материалы, в соответствии с п. 9 ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» являются частью образовательной программы, поэтому готовиться до начала ее реализации, т.е. до начала учебного года 14 Как правило, защита индивидуального проекта – это публичное представление с изложением краткого содержания проекта, обоснование актуальности темы индивидуального проекта, а также сделанных учащимся выводов и предложений 9 качестве отметки 5 (отлично) на промежуточной аттестации. Зачет оформляется решением педагогического совета. 5.14 К промежуточной аттестации допускаются все учащиеся имеющие четвертные или полугодовые отметки по всем учебным предметам (включая отметки 2). 5.15 Учащиеся, получающие образование в семейной форме и в форме самообразования проходят промежуточную аттестацию в соответствии с порядком и формами, определенными образовательным учреждением и настоящим положением. 5.15. Иностранные граждане, обучающиеся в общеобразовательном учреждении в соответствии с договором, а также лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы допускаются к промежуточной аттестации на общих основаниях. 5.16. Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом. 5.17. Обучающийся не может быть аттестован по предмету (выставляется «н/а»), если по уважительной причине пропустил 2/3 и более учебных занятий по предмету и необходимые для аттестации обучающегося работы не были сданы. В этом случае обучающемуся предоставляется возможность сдать пропущенный материал в сроки, оговоренные администрацией школы и быть аттестованным по предмету. 5.18. Обучающийся не может быть аттестован по предмету (выставляется «н/а»), если по неуважительной причине пропустил 50% учебных занятий по предмету и более. В этом случае за обучающимся признается академическая задолженность. 5.19. Опоздание учащегося к началу промежуточной аттестации, для которой установлено фиксированное время проведения (установлено время начала и окончания), не является основанием для изменения времени ее окончания. 5.20. При проведении промежуточной аттестации в устной форме с использованием билетов каждый учащийся обязан выбрать один из предложенных, не зная заранее его содержание и исключая возможности видимости заданий, входящих в билеты. Учащемуся отводится время для подготовки своего ответа – не менее 20 минут. Члены аттестационной комиссии заслушивают ответ каждого учащегося в отдельности, после чего имеют право задать учащемуся дополнительные вопросы в пределах рабочей программы учебного предмета. Результат промежуточной аттестации объявляется учащемуся непосредственно после завершения ответа учащегося или после заслушивания всех учащихся. 5.21. При проведении промежуточной аттестации в письменной форме каждому учащемуся выдается письменное задание. Продолжительность проведения промежуточной аттестации устанавливается рабочей программой учебного предмета. По завершении выполнения письменного задания или по окончании времени, отведенного на выполнение письменного задания, учащийся обязан сдать свою работу и покинуть учебный кабинет. В случае отказа сдать работу по истечении времени, отведенного на выполнение письменного задания, работа не проверяется, выставляется отметка 2 (неудовлетворительно). Сроки проверки письменных работ не превышают три календарных дня. 5.22. Защита индивидуального проекта проводится в устной форме. Продолжительность защиты не превышает 20 минут. На защите могут присутствовать работники учреждения, не являющиеся членами аттестационной комиссии. Отметки, выставленные аттестационной комиссией, объявляются в день проведения защиты индивидуального проекта. 5.23. При получении на промежуточной аттестации двух отметок (например, 3/4, 5/4, 3/5, 2/3, 2/4) учащемуся выставляется одна отметка, рассчитанная как среднее арифметическое двух отметок с последующим применением правил математического округления. Вес отметки, полученной за работу на промежуточной аттестации – 2. 5.24. При получении отметки 2 (неудовлетворительно) на промежуточной аттестации недопустимо ссылаться на ухудшение состояния здоровья в процессе ее проведения, подтвержденное впоследствии справкой из медицинской организации. 10 5.25. Обучающиеся, которым по результатам хотя бы одного контрольного мероприятия промежуточной аттестации выставлена отметка «н/а» или «2», либо выведена годовая отметка успеваемости 2 балла («неудовлетворительно») по одному или нескольким учебным предметам, считаются не освоившими основную общеобразовательную программу учебного года и имеющими академическую задолженность по соответствующим учебным предметам. 5.26. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию, по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность: - переводятся в следующий класс условно, с последующей сдачей академических задолженностей в установленные педагогическим советом сроки; - могут пройти промежуточную аттестацию в пределах текущего учебного года в дополнительные сроки, определяемые графиком образовательного процесса и предназначенные для пересдачи академических задолженностей, но не позднее 26 мая; 5.27. Результаты промежуточной аттестации учащихся оформляются протоколами аттестационных комиссий, выставляются отдельной графой в классных журналах в разделах тех учебных предметов, по которым она проводилась. 5.28. В случае несогласия учащегося, его родителей (законных представителей) с результатами промежуточной аттестации15 учащемуся предоставляется право пройти промежуточную аттестацию по соответствующему предмету с участием конфликтной комиссии. 5.29. Письменные работы учащихся по результатам промежуточной аттестации хранятся в учреждении в течение одного года. До 01.04 следующего за годом проведения промежуточной аттестации. 5.30. Уважительными причинами непрохождения промежуточной аттестации являются:16 болезнь учащегося; плановое стационарное лечение или операция учащегося; санаторно-курортное лечение учащегося; выезд на спортивные соревнования, гастроли и иные мероприятия; Учащийся или родители (законные представители) несовершеннолетнего учащегося направляют директору учреждения заявление с указанием причин непрохождения промежуточной аттестации и предоставляют оправдательные документы. 6. Выставление годовых отметок 6.1. По предметам, по которым по окончании учебного года не предусмотрено промежуточной аттестации, для выставления годовой отметки рассчитывается среднее арифметическое четвертных и полугодовых отметок с последующим применением правил математического округления (т.н. среднечетвертная отметка). 6.2. По предметам, по которым по окончании учебного года предусмотрена промежуточная аттестация, годовая отметка выставляется только при наличии отметок за все четверти или полугодия (включая отметки 2) и при наличии положительной отметки за промежуточную аттестацию. 6.3. Для получения годовой отметки берется среднее арифметическое четвертных или полугодовых отметок (т.н. среднечетвертная отметка) с последующим применением правил математического округления. Отметка, полученная на промежуточной аттестации, учитывается при выставлении отметки за 4 четверть (2-4 класс) или 2 полугодие (10, 11 класс) . Например, четвертные отметки 3, 3, 3, 4, результат промежуточной аттестации 4. Среднее арифметическое четвертных отметок (т.н. среднечетвертная отметка) = (3+3+3+4)/4=13/4=3,25, по правилам математического округления ставится отметка 3. 15 16 п. 19 ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об образовании в РФ» ч. 8 ст. 58 ФЗ «Об образовании в РФ» 7. 11 Академическая задолженность 7.1. Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.17 7.2. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти повторную промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу в следующие сроки:18 учащиеся 2-8, 10 классов: первая повторная промежуточная аттестация – не позднее даты окончания учебных занятий / начала каникул, вторая повторная промежуточная аттестация – не позднее 30 сентября (в следующем учебном году); учащиеся 9 и 11 классов: первая повторная промежуточная аттестация – не позднее 10 мая, вторая повторная промежуточная аттестация – не позднее 25 мая.19 Конкретные сроки первой и второй повторной промежуточной аттестации определяются по мере готовности учащегося, согласовываются с учащимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося и утверждаются приказом учреждения. 7.3. Учреждение может проводить первую и (или) вторую повторные промежуточные аттестации в июне.20 В этом случае устанавливается несколько сроков для проведения соответствующей повторной промежуточной аттестации как в период каникул, так и в период осуществления образовательной деятельности.21 7.4. Для проведения второй повторной промежуточной аттестации в учреждении создается комиссия в соответствии с пунктом 5.7 Положения.22 7.5. Формы первой и второй повторных промежуточных аттестаций аналогичны форме промежуточной аттестации (аттестационного испытания в конце учебного периода). 7.6. Результаты первой и второй повторных промежуточных аттестаций оформляются протоколами аттестационных комиссий. 8. Особенности текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации лиц, обучающихся по индивидуальному учебному плану, а также отдельных категорий лиц 8.1. Учащимся, переведенным на обучение по индивидуальному учебному плану, отметки выставляются по учебным предметам, отраженным в этом учебном плане. Учет успеваемости ведется в отдельном журнале, а четвертные (триместровые) или полугодовые отметки заносятся в журнал того класса, в котором числится учащийся. 8.2. Учащимся, проявившим выдающиеся способности или добившимся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в связи с длительным отсутствием в учреждении по уважительным причинам (подготовка и участие в различного уровня спортивных соревнованиях, концертах, конкурсах, состязаниях, олимпиадах и т.п.), сроки проведения контрольных работ и промежуточной аттестации могут быть сдвинуты, но не более чем на один месяц. Предложения по срокам готовятся педагогическим работником, 17 18 19 20 ч. 2 ст. 58 ФЗ «Об образовании в РФ» ч. 5 ст.58. Сроки не должны превышать одного года с момента возникновения академической задолженности Необходимо указать срок, позволяющий быть допущенным к ГИА (ЕГЭ) Запрета не устанавливают ни санпины, ни приказ Минобрнауки России № 442. Аналогия – см. приказ Минобрнауки России № 301 21 По аналогии с п. 42 приказа № 301 22 ч. 4 ст. 58 ФЗ «Об образовании в РФ» 12 осуществляющим функции классного руководителя, согласовываются заместителем директора по учебной работе и утверждаются приказом учреждения. 8.3. Текущий контроль успеваемости учащихся, временно находящихся в санаторных, медицинских организациях, реабилитационных центрах, проводится в этих организациях. Полученные результаты учитываются при выставлении четвертных (триместровых) или полугодовых отметок на основании справок об обучении или о периоде обучения, полученных в организациях. Промежуточная аттестация таких учащихся проводится в учреждении в сроки, совпадающие со сроками проведения промежуточной аттестации класса или в более поздние сроки, установленные приказом учреждения. 9. Особенности текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации лиц, получающих образование по очно-заочной и заочной форме обучения 9.1. Сроки проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации лиц, получающих образование по очно-заочной и заочной форме обучения, устанавливаются соответствующим учебным планом и календарным учебным графиком. 10. Особенности текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья 10.1. Учащимся с ограниченными возможностями здоровья, переведенным на индивидуальное обучение на дому, отметки выставляются по учебным предметам, отраженным в учебном плане индивидуального обучения на дому. Учет успеваемости этой категории учащихся ведется в специальном журнале, а четвертные (полугодовые) отметки выносятся в классный и электронный журналы. 10.2. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть предусмотрены иные формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (например, замена письменной работы на устную), иная продолжительность и иные сроки их проведения. 11. Промежуточная аттестация экстернов 11.1. В отношении экстернов текущий контроль успеваемости не проводится.23 11.2. Для экстернов в учреждении организуется промежуточная аттестация по всем учебным предметам, входящим в обязательную часть учебного плана учреждения.24 11.3. После зачисления экстерна в срок, установленный учреждением, но не позднее одного месяца с даты зачисления учреждением утверждается индивидуальный учебный план экстерна, предусматривающий прохождение им промежуточной аттестации. 11.4. Промежуточная аттестация экстернов проводится один раз в год (в мае – июне). Экстерны приписываются к соответствующей параллели. Сроки проведения промежуточной аттестации по учебным предметам, как правило, совпадают с промежуточной аттестацией лиц, обучающихся по очной форме обучения. 11.5. О прохождении экстерном промежуточной аттестации издается приказ учреждения, в котором устанавливаются конкретные даты проведения и формы промежуточной аттестации.25 23 В приказе Минобрнауки России № 442 (п. 24 Положения) сказано, что текущий контроль проводится в отношении всех! учащихся. Исключений не предусмотрено. В то же время согласно ч. 3 ст. 34 ФЗ «Об образовании в РФ» лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Экстерны относятся к обучающимся в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 33 ФЗ «Об образовании в РФ» 24 п. 5.3 приказа Минобрнауки от 05.10.2020 № 546 25 ч. 1 ст. 53 ФЗ «Об образовании в РФ» 13 11.6. Отметки, полученные экстернами, вносятся в отдельный журнал в бумажном и (или) электронном виде. 11.7. Контроль за своевременностью ликвидации академической задолженности возлагается на заместителя директора по учебной работе и родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся.26 12. Особенности текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации лиц, получающих общее образование при сочетании форм получения образования27 12.1. В отношении учащихся, получающих общее образование при сочетании форм получения образования (в образовательной организации и в форме семейного образования или самообразования), текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация осуществляются следующим образом: учебные предметы, осваиваемые в учреждении – в соответствии с разделами 3-6 Положения; учебные предметы, осваиваемые в форме семейного образования или самообразования – в соответствии разделом 11 Положения. _______________ 26 27 ч. 4 ст. 58 ФЗ «Об образовании в РФ» ч. 4 ст. 17 ФЗ «Об образовании в РФ»