ОБЗР 5-7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам безопасности и защиты Родины (далее - ОБЗР)
разработана на основе требований к результатам освоения программы основного
общего образования, представленных в ФГОС ООО, федеральной рабочей
программе воспитания, и предусматривает непосредственное применение при
реализации ОП ООО.
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в логике
последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до
чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей
средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и
формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности
и защиты Родины.
Программа ОБЗР обеспечивает:
 ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры
безопасного поведения;
 прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий,
обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной
безопасности личности на следующем уровне образования;
 возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и
навыков, необходимых для последующей жизни;
 выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих
потребностям современности;
 реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических
умений и навыков.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ и ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета ОБЗР
на уровне основного общего образования программа ОБЗР предполагает внедрение
универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей
(тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть
опасность → по возможности её избегать → при необходимости действовать».
Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений
рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места;
природные условия; коммуникационные связи и каналы; физическое и
психическое здоровье; социальное взаимодействие и другие.

Программой
ОБЗР
предусматривается
использование
практикоориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с
возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей.
При этом использование цифровой образовательной среды на учебных
занятиях должно быть разумным, компьютер и дистанционные образовательные
технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия
обучающихся.
В условиях современного исторического процесса с появлением новых
глобальных и региональных природных, техногенных, социальных вызовов и угроз
безопасности России (критичные изменения климата, негативные медикобиологические, экологические, информационные факторы и другие условия
жизнедеятельности) возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не
только для самого человека, но также для общества и государства.
При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся
сохранение жизни и здоровья каждого человека.
В современных условиях колоссальное значение приобретает качественное
образование подрастающего поколения россиян, направленное на формирование
гражданской идентичности, воспитание личности безопасного типа, овладение
знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в
повседневной жизни. Актуальность совершенствования учебно-методического
обеспечения учебного процесса по предмету ОБЗР определяется следующими
системообразующими документами в области безопасности: Стратегия
национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, Доктрина
информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом
Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646, Национальные цели
развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Указом
Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474, государственная
программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №
1642.
ОБЗР является системообразующим учебным предметом, имеет свои
дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и
реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление
системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в
области безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных
предметов. Научной базой учебного предмета ОБЗР является общая теория
безопасности, исходя из которой он должен обеспечивать формирование
целостного видения всего комплекса проблем безопасности, включая глобальные,
что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности
личности, общества и государства, а также актуализировать для обучающихся

построение модели индивидуального безопасного поведения в повседневной
жизни, сформировать у них базовый уровень культуры безопасности
жизнедеятельности.
ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты
Родины», является обязательным для изучения на уровне основного общего
образования.
Изучение ОБЗР направлено на обеспечение формирования готовности к
защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности,
что способствует освоению учащимися знаний и умений позволяющих
подготовиться к военной службе и выработке у обучающихся умений распознавать
угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать
сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных
ситуациях. Такой подход содействует закреплению навыков, позволяющих
обеспечивать защиту жизни и здоровья человека, формированию необходимых для
этого волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие
возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной
адаптации обучающихся к современной техно-социальной и информационной
среде, способствует проведению мероприятий профилактического характера в
сфере безопасности.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ и ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
Целью изучения учебного предмета ОБЗР на уровне основного общего
образования является формирование у обучающихся базового уровня культуры
безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями
личности, общества и государства, что предполагает:
— способность построения модели индивидуального безопасного поведения
на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин,
механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и
чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства и
приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении;
— сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности,
общества и государства;
— знание и понимание роли государства и общества в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение учебного предмета ОБЗР предусматривается в течение трех лет, в
5-7 классах по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета ОБЗР отводится 102
часов, из них по 34 часа в каждом классе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»:
 цель и задачи учебного предмета ОБЗР, его ключевые понятия и значение для
человека;
 смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура
безопасности жизнедеятельности»;
 источники и факторы опасности, их классификация;
 общие принципы безопасного поведения;
 виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной
и чрезвычайной ситуаций;
 уровни взаимодействия человека и окружающей среды;
 механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию,
правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»:
 основные источники опасности в быту и их классификация;
защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
 бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых
веществ и их опасности;
 признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила комплектования и хранения домашней аптечки;
 бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания
первой помощи;
 правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и
правила оказания первой помощи;
 правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
 пожар и факторы его развития;
 условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия,
приёмы и правила оказания первой помощи;
 первичные
средства
пожаротушения;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними,
ответственность за ложные сообщения;

 права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности;
 ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми
людьми;
 меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила
поведения при попытке проникновения в дом посторонних;
 классификация
аварийных ситуаций
в
коммунальных системах
жизнеобеспечения;
 правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах,
порядок действий при авариях на коммунальных системах;
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
 правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения
безопасности участников дорожного движения;
 равила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
 «дорожные ловушки» и правила их предупреждения;
 световозвращающие элементы и правила их применения;
 правила дорожного движения для пассажиров;
 обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень
безопасности и правила его применения;
 порядок действий пассажиров при различных происшествиях в маршрутных
транспортных средствах, в том числе вызванных террористическим актом;
 правила поведения пассажира мотоцикла;
 правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных
индивидуальных средств передвижения (электросамокаты, гироскутеры,
моноколёса, сигвеи и т. п.), правила безопасного использования
мототранспорта (мопедов и мотоциклов);
 дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
правила подготовки велосипеда к пользованию;
 особенности различных видов транспорта (подземного, железнодорожного,
водного, воздушного);
 обязанности и порядок действий пассажиров при различных происшествиях
на отдельных видах транспорта, в том числе вызванных террористическим
актом;
 первая помощь и последовательность её оказания;
 правила и приёмы оказания первой помощи при различных травмах в
результате чрезвычайных ситуаций на транспорте.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
 общественные места и их характеристики, потенциальные источники
опасности в общественных местах;

 правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест
массового пребывания людей;
 порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей;
 порядок действий при попадании в толпу и давку;
 порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара
 порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
 опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных
местах, порядок действий при их возникновении;
 порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных)
вещей и предметов, а также в условиях совершения террористического акта, в
том числе при захвате и освобождении заложников;
 порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
 чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация;
 правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими
животными, порядок действий при встрече с ними;
 порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и
насекомых;
 различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения,
необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и
растениями;
 автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к
длительному автономному существованию;
 порядок действий при автономном существовании в природной среде;
 правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания в
подготовленных и неподготовленных местах;
 порядок действий при обнаружении тонущего человека;
 правила поведения при нахождении на плавсредствах;
 правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при
обнаружении человека в полынье; наводнения, их характеристики и
опасности, порядок действий при наводнении;
 цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в
зоне цунами;
 ураганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий при
ураганах, бурях и смерчах;
 грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в
грозу;

 землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности,
порядок действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал,
при нахождении в зоне извержения вулкана;
 смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии
для устойчивого развития общества;
 правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической
обстановке.
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»:
 смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и
значение для человека;
 факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек;
 элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
 понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
 механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их
профилактики и защиты от них;
 понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие»,
современные модели психического здоровья и здоровой личности;
 стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы
самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний;
 порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемия, пандемия);
 мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности
населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения;
 понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска
неинфекционных заболеваний;
 меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;
диспансеризация и её задачи;
 понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию, универсальный
алгоритм оказания первой помощи;
 назначение и состав аптечки первой помощи;
 порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях,
приёмы психологической поддержки пострадавшего.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»:
 общение и его значение для человека, способы организации эффективного и
позитивного общения;
 приёмы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного
взаимодействия в группе, признаки конструктивного и деструктивного
общения;

 манипуляции в ходе межличностного общения, приёмы распознавания
манипуляций и способы противостояния им;
 приёмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции
(мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые
могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную,
асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них;
 современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила
безопасного поведения;
 понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины развития
конфликта;
 условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов,
безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных
ситуаций;
 правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его
опасных проявлениях;
 способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (модератора);
 опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и
буллинг;
 манипуляции в ходе межличностного общения, приёмы распознавания
манипуляций и способы противостояния им;
 правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
 понятие «цифровая среда», её характеристики и примеры информационных и
компьютерных угроз, положительные возможности цифровой среды;
 риски и угрозы при использовании Интернета;
 общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения
возникновения сложных и опасных ситуаций в личном цифровом
пространстве;
 основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его
признаки, приёмы распознавания опасностей при использовании Интернета;
 противоправные действия в Интернете;
 правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и
угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные
организации и группы);
 опасные явления цифровой среды: вредоносные программы и приложения и
их разновидности; правила кибергигиены, необходимые для предупреждения
возникновения сложных и опасных ситуаций в цифровой среде;

 деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности, правила
безопасного использования Интернета по предотвращению рисков и угроз
вовлечения в различную деструктивную деятельность.
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
 понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные
варианты проявления и последствия;
 цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни
террористической опасности;
 основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму
и терроризму, контртеррористическая операция и её цели;
 признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила
антитеррористического поведения; признаки угроз и подготовки различных
форм терактов, порядок действий при их обнаружении;
 правила безопасного поведения в условиях совершения теракта;
порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и попытка
захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт, наезд
транспортного средства, подрыв взрывного устройства).
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»:
 классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
 единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её задачи, структура, режимы
функционирования;
 государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера
ответственности, порядок взаимодействия с ними;
 общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности
жизни и здоровья населения;
 права, обязанности и роль граждан Российской Федерации в области защиты
населения от чрезвычайных ситуаций;
 антикоррупционное поведение как элемент общественной и государственной
безопасности; информирование и оповещение населения о чрезвычайных
ситуациях, система ОКСИОН;
 сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении, в
том числе при авариях с выбросом химических и радиоактивных веществ;
 средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок
пользования фильтрующим противогазом;

 эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий
населения при объявлении эвакуации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в
индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде
всего в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе
и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и
безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к
целенаправленной социально значимой деятельности; принятию внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим
людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета
ОБЗР, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе.
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
1) патриотическое воспитание:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
 уважение
к символам государства, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
 формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга – защите Отечества;
2) гражданское воспитание:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
 активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного
края, страны;
























неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь
людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного
участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли государства в обеспечении
государственной и международной безопасности, обороны, осмысление роли
государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению
наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации,
формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к
конструктивному диалогу с другими людьми;
3) духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного
вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного
отношения к личной безопасности и безопасности других людей;
4) эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать,
ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного
поведения в повседневной жизни;

5) ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
 формирование современной научной картины мира, понимание причин,
механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и
чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в
различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места
и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
 установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение
способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки и принимать обоснованные решения в опасных или чрезвычайных
ситуациях с учётом реальных условий и возможностей;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЗР, его
значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека,
общества и государства;
 осознание ценности жизни;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни
(здоровое
питание,
соблюдение
гигиенических
правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения
в Интернет–среде;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
 умение принимать себя и других людей, не осуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, уметь
управлять собственным эмоциональным состоянием;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
7) трудовое воспитание:






















установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и
средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере
сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных
тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах,
отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении,
на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при
коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);
8) экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной
безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных
рисков на территории проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения ОБЗР на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия





















Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления)
повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать
гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по
результатам исследования;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование
заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи
и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;






















находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию;
овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать
эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки
возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их
смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков и намерения других людей, уважительно, в корректной форме
формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой
учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников
диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно
выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные
презентационные материалы.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных
ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений,
самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и выбирать способ
решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся
ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения,
при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать
ответственность за принятое решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
















давать оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других людей,
выявлять и анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого
человека, регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на
ошибку свою и чужую;
быть открытым себе и другим людям, осознавать невозможность контроля
всего вокруг.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и
понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать
процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку
зрения, договариваться о результатах);
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или
затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в
общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед
группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
основ культуры безопасности и защиты Родины и проявляются в способности
построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте
её применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий,
которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений,
приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности
личности, общества и государства, военной подготовки, индивидуальной системы
здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического

поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими
умениями безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по ОБЗР должны обеспечивать:
 сформированность представлений о значении безопасного и устойчивого
развития для государства, общества, личности; фундаментальных ценностях и
принципах, формирующих основы российского общества, безопасности страны,
закрепленных в Конституции Российской Федерации, правовых основах
обеспечения национальной безопасности, угрозах мирного и военного характера;
 освоение знаний о мероприятиях по защите населения при чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера,
возникновении военной угрозы; формирование представлений о роли
гражданской обороны и ее истории; знание порядка действий при сигнале
«Внимание всем!»; знание об индивидуальных и коллективных мерах защиты и
сформированность представлений о порядке их применения;
 сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения
к выполнению конституционного долга – защите Отечества; овладение знаниями
об истории возникновения и развития военной организации государства, функции
и задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, знание
особенностей добровольной и обязательной подготовки к военной службе;
 сформированность представлений о назначении, боевых свойствах и общем
устройстве стрелкового оружия;
 овладение основными положениями общевоинских уставов Вооруженных Сил
Российской Федерации и умение их применять при выполнении обязанностей
воинской службы;
 сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности,
понятиях «опасность», «безопасность», «риск», знание универсальных правил
безопасного поведения, готовность применять их на практике, используя
освоенные знания и умения, освоение основ проектирования собственной
безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных
рисков;
 знание правил дорожного движения, пожарной безопасности, безопасного
поведения в быту, транспорте, в общественных местах, на природе и умение
применять их в поведении;
 сформированность представлений о порядке действий при возникновении
чрезвычайных ситуаций в быту, транспорте, в общественных местах, на природе;
умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и
принимать обоснованные решения в опасных и чрезвычайных ситуациях, с
учетом реальных условий и возможностей;
 освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую
помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных
кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах

различных
областей
тела,
ожогах,
отморожениях,
отравлениях;
сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового
образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и
нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
 сформированность представлений о правилах безопасного поведения в социуме,
овладение знаниями об опасных проявлениях конфликтов, манипулятивном
поведении, умения распознавать опасные проявления и формирование готовности
им противодействовать;
 сформированность представлений об информационных и компьютерных угрозах,
опасных явлениях в Интернете, знания о правилах безопасного поведения в
информационном пространстве и готовность применять их на практике;
 освоение
знаний об основах общественно-государственной системы
противодействия экстремизму и терроризму; сформированность представлений
об опасности вовлечения в деструктивную, экстремистскую и террористическую
деятельность, умение распознавать опасности вовлечения; знания правил
безопасного поведения при угрозе или в случае террористического акта;
 сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного
участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
 понимание роли государства в обеспечении государственной и международной
безопасности, обороны, в противодействии основным вызовам современности:
терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств.
Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается
посредством достижения предметных результатов освоения модулей ОБЗР.
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»:
 объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать, в чём их
сходство и различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том числе
террористического характера);
 раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности
предвидеть, по возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);
 приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека
и/или нанесения ущерба имуществу, безопасности личности, общества,
государства;
 классифицировать источники опасности и факторы опасности (природные,
физические, биологические, химические, психологические, социальные
источники опасности — люди, животные, вирусы и бактерии; вещества,
предметы и явления), в том числе техногенного происхождения;
 раскрывать общие принципы безопасного поведения.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»:

 объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
 классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы,
электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);
 знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности;
 соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить
возникновение опасных ситуаций в быту;
 распознавать ситуации криминального характера;
 знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные
сообщения;
 безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного
происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и
газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые сети);
 безопасно действовать в ситуациях криминального характера;
 безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе
правильно использовать первичные средства пожаротушения.






Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный,
железнодорожный, водный, воздушный);
соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода,
пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте, в том
числе криминогенного характера и ситуации угрозы террористического акта;
безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия
на транспорте (наземном, подземном, железнодорожном, воздушном, водном), в
том числе вызванного террористическим актом.

Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
 характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах, в
том числе техногенного происхождения;
 распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и антиобщественного
характера (кража, грабёж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия);
 соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей
(в толпе); знать правила информирования экстренных служб;
 безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных
(потенциально опасных) вещей и предметов;
 эвакуироваться из общественных мест и зданий;
 безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в
общественных местах;

 безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том
числе при захвате и освобождении заложников;
 безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного
характера.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
 соблюдать правила безопасного поведения на природе;
 объяснять правила безопасного поведения на водоёмах в различное время года;
 характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
 безопасно действовать при автономном существовании в природной среде,
учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими
животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и
растениями;
 знать и применять способы подачи сигнала о помощи;
 раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значение экологии
для устойчивого развития общества;
 помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной
экологической обстановке;
 безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
геологического происхождения (землетрясения, извержения вулкана),
чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури,
смерчи), гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные
лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные);
 характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
 безопасно действовать при автономном существовании в природной среде,
учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими
животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и
растениями;
 знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»:
 раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового
образа жизни; характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
 раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических
нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и
психологического благополучия);
 сформировать негативное отношение к вредным привычкам (табакокурение,
алкоголизм, наркомания, игровая зависимость);
 приводить примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных
заболеваний;

 безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемии, пандемии);
 характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по
обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных
ситуаций биолого- социального характера;
 оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.















Модуль № 7 «Безопасность в социуме»:
приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в
экстремистскую, террористическую и иную деструктивную деятельность, в
субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и
суицидальной направленности) и способов противостоять манипуляциям;
соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с
подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные намерения);
соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми
людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе
кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;
распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике
современных молодёжных увлечений.
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
приводить примеры информационных и компьютерных угроз;
характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет
(далее —Интернет), предупреждать риски и угрозы в Интернете (в том числе
вовлечения в экстремистские, террористические и иные деструктивные интернетсообщества);
владеть принципами безопасного использования Интернета;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций;
характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при
использовании Интернета (например: мошенничество, игромания, деструктивные
сообщества в социальных сетях).

Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
 объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;
сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической
деятельности;
 объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и
экстремизму в Российской Федерации;
 распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном
месте;

 безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или
опасных) вещей и предметов;
 безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том
числе при захвате и освобождении заложников.
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»:
 характеризовать роль человека, общества и государства при обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения в Российской Федерации;
 объяснять роль государственных служб Российской Федерации по
защите населения при возникновении и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций в современных условиях;
 характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской
Федерации, по обеспечению безопасности населения при угрозе и во
время чрезвычайных ситуаций различного характера; объяснять правила
оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций;
 помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской
Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени;
 владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в
различных ситуациях; владеть способами антикоррупционного
поведения с учётом возрастных обязанностей;
 информировать население и соответствующие органы о возникновении
опасных ситуаций.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольн
Практичес
ые работы
кие работы
Модуль 1. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе.
1.1
Человек и его безопасность
1
0
0
1.2
Основные правила безопасного
1
0
0
поведения в различных
ситуациях
1.3
Разновидности чрезвычайных
1
0
0
ситуаций
Модуль 2. Здоровье и как его сохранить
2.1
Здоровье и факторы, влияющие на него
1
0
0
2.2
Как сохранить здоровье
1
0
0
2.3
Личная гигиена
1
0
0
2.4
Предупреждение вредных
1
0
0
привычек
2.5
Основные правила здорового
1
0
0
образа жизни
Модуль 3. Безопасность на транспорте.
3.1
Правила поведения для
1
0
0
пешеходов
3.2
Правила поведения для
1
0
0
пассажиров
3.3
Если вы водитель велосипеда
1
0
0
Модуль 4 Безопасность в быту
4.1
Среда обитания человека.
Службы, которые всегда
приходят на помощь
4.2
Основные правила
безопасности на улице
4.3

Безопасность дома

Безопасность в подъезде и на
игровой площадке
4.5
Как вести себя при пожаре
Модуль 5. Безопасность в социуме.
4.4

всего

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/211965/library/custom/
https://school.mosreg.ru/teachers
https://resh.edu.ru/

https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/211965/library/custom/
https://school.mosreg.ru/teachers
https://resh.edu.ru/

https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/211965/library/custom/
https://school.mosreg.ru/teachers
https://resh.edu.ru/

https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/211965/library/custom/
https://school.mosreg.ru/teachers
https://resh.edu.ru/

5.1

5.2

Как избежать контактов со
злоумышленниками и
преступной средой
Советы на всю жизнь

1

0

0

1

0

0

Модуль 6. Основы противодействия экстремизму и терроризму.
6.1
Что такое экстремизм
1
0
6.2
Терроризм – крайняя форма
1
0
экстремизма
6.3
Правила безопасного
1
0
поведения при угрозе или
совершении террористического
акта
Модуль 7. Безопасность в информационном пространстве.
7.1
Что такое информационная среда
1
0
7.2
Безопасное использование
1
0
информационных ресурсов
Модуль 8. Безопасность в природной среде.
8.1
Как погодные условия могут
1
0
влиять на безопасность
человека.
8.2
Безопасное поведение на
1
0
водоёмах при различных
погодных условиях
8.3
Стихийные бедствия и их
1
0
опасности
Модуль 9. Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
9.1
Химические производства и
1
0
связанные с ними опасности
9.2
Ядерные объекты и их
1
0
опасности
9.3
Гидротехнические сооружения
1
0
и их опасности
Модуль 10. Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний.
10.1
Основные правила оказания
1
0
первой помощи.
10.2
Первая помощь при отравлении
1
0
10.3
Первая помощь при ожоге
1
0
10.4
Первая помощь при травмах
1
0
10.5
Первая помощь при травмах,
1
0
при чрезвычайных ситуациях
Общее количество часов
34
0

0
0
0

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/211965/library/custom/
https://school.mosreg.ru/teachers
https://resh.edu.ru/

0
0

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

0

https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/211965/library/custom/
https://school.mosreg.ru/teachers
https://resh.edu.ru/

0

0

0
0

https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://resh.edu.ru/

0

0
0
0
0
0
0

https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/211965/library/custom/
https://school.mosreg.ru/teachers
https://resh.edu.ru/

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
всего
Контро Практичес
льные
кие работы
работы
Модуль 1. Здоровье и как его сохранить (Здоровье и правила его сбережения).
1.1
Факторы, способствующие сбережению здоровья
1
0
0
https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
1.2
Факторы, разрушающие здоровье.
1
0
0
https://education.yandex.ru/lab/classes/211965/library/cus
1.3
Профилактика вредных привычек.
1
0
0
tom/
1.4
Как избежать отрицательного воздействия окружающей
1
0
0
https://school.mosreg.ru/teachers
среды на развитие и здоровье человека.
https://resh.edu.ru/
1.5
Правила личной гигиены при занятиях туризмом.
1
0
0
1.6
Туризм как часть комплекса ГТО.
1
0
0
Модуль 2. Безопасность в природной среде (Безопасное поведение на природе).
2.1
Безопасное поведение в туристских походах.
1
0
0
https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
2.2
Виды туристских походов.
1
0
0
https://education.yandex.ru/lab/classes/211965/library/cus
2.3
Как ориентироваться на местности.
2
0
1
tom/
2.4
Подготовка к проведению туристского похода.
1
0
0
https://school.mosreg.ru/teachers
2.5
Приметы, по которым можно определить погоду.
1
0
0
https://resh.edu.ru/
2.6
Как развести костёр при разной погоде.
1
0
0
2.7
Если в лесу вас застигла гроза.
1
0
0
Модуль 2. Безопасность в природной среде (Правила безопасного поведения в различных видах походов).
3.1
Советы на всю жизнь.
1
0
0
https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
3.2
Лыжные походы.
1
0
0
https://education.yandex.ru/lab/classes/211965/library/cus
3.3
Горные походы.
1
0
0
tom/
3.4
Водные походы. Способы и средства самопомощи и
1
0
0
https://school.mosreg.ru/teachers
взаимопомощи в водных походах.
https://resh.edu.ru/
Модуль 2. Безопасность в природной среде (Безопасное поведение при автономном существовании).
4.1
Поведение человека в условиях автономного
1
0
0
https://uchi.ru/
существования в природной среде.
https://www.yaklass.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/211965/library/cus
4.2
Добровольная и вынужденная автономия человека в
1
0
0
tom/
природной среде.
https://school.mosreg.ru/teachers
4.3
Организация ночлега при автономном существовании.
1
0
0
https://resh.edu.ru/
4.4
Как добыть питьё и пищу в условиях автономии.
1
0
0
4.5
Как подать сигналы бедствия.
2
0
0
Модуль 2. Безопасность в природной среде (Опасные встречи в природных условиях).
5.1
Безопасность при встрече с дикими животными.
1
0
0
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
5.2
Безопасность при встрече со змеёй.
1
0
0

5.3
5.4

Защита от комаров, мошки и других насекомых.
Профилактика клещевого энцефалита.

1
1

0
0

Модуль 3. Основы медицинских знаний (Первая помощь в природных условиях).
6.1
Народные средства первой помощи.
1
0
6.2
Первая помощь при травматических повреждениях.
2
0
6.3
Первая помощь при солнечном и тепловом ударе.
1
0
6.4
Первая помощь при переохлаждении, отморожении и
1
0
ожоге.
6.5
Психологическая поддержка пострадавшего.
1
0
Общее количество часов
34
0

0
0
0
2
0
0
0
0

https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/211965/library/cus
tom/
https://school.mosreg.ru/teachers
https://resh.edu.ru/

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Модуль 1. «Безопасность в социуме»
1.1
Стресс и стрессовые ситуации.

Количество часов
всего
Контро Практичес
льные кие работы
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

0

0

1
1

0
0

0
0

Модуль 2. «Безопасность в быту»
2.1
Пожарная безопасность в помещениях.
2.2
Электробезопасность в повседневной жизни.
2.3
Средства бытовой химии.

1
1
1

0
0
0

0
0
0

https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/211965/library/custo
m/
https://school.mosreg.ru/teachers
https://resh.edu.ru/

Модуль 3. «Безопасность на транспорте»
3.1
Ситуации, связанные с железнодорожным

1

0

0

1

0

0

https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://school.mosreg.ru/teachers
https://resh.edu.ru/

1
1

0
0

0
0

https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://school.mosreg.ru/teachers
https://resh.edu.ru/

0

0

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

1

0

0

1
1

0
0

0
0

1

0

0

1.2
1.3

3.2

Как снизить влияние стресса на поведение и общее
состояние человека.
Конфликт- особенности общения.
Безопасность в социальных сетях.

транспортом.
Безопасность в метрополитене.

Модуль 4. «Безопасность в общественных местах»
4.1
Как избежать встречи с преступником.
4.2
Как избежать встречи с наркоторговцем.

Модуль 5. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
5.1
1
Как государство борется с терроризмом.
5.2

Особенности современного терроризма.
Виды современной террористической деятельности.

Телефонные террористы.
Как не стать пособником террористов.
Формирование антитеррористического поведения.
Модуль 6. «Безопасность в природной среде»
6.1
Классификация чрезвычайных ситуаций природного
5.3
5.4

https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/211965/library/custo
m/
https://school.mosreg.ru/teachers
https://resh.edu.ru/

https://uchi.ru/

характера.
Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения. Землетрясения.
6.3
Чрезвычайные ситуации геологического
происхождения. Извержения вулканов. Оползни.
Обвалы.
6.4
Чрезвычайные ситуации метеорологического
происхождения.
6.5
Чрезвычайные ситуации гидрологического
происхождения.
6.6
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера.
6.7
Степные, тростниковые, лесные и торфяные
пожары.
6.8
Защита населения от лесных и торфяных пожаров.
Модуль 7. «Здоровье и как его сохранить»
7.1
Эпидемии.
7.2
Эпизоотии. Эпифитотии.
7.3
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
биолого- социального характера.
Модуль 8. Модуль «Основы медицинских знаний»
8.1
Важность своевременного оказания первой помощи.
8.2
Первая помощь при электротравме.
8.3
Первая помощь при ушибах и переломах. Первая
помощь при кровотечении.
8.4
Транспортировка пострадавших в медицинские
учреждения.
6.2

Модуль 9. «Дорожная безопасность»
9.1
Движения пешеходов.
9.2
Обязанности пассажиров и правила перевозки

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1
1
1

0
0
0

0
0
0

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

1
1
1

0
0
0

0
0
0

1

0

0

https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/211965/library/custo
m/
https://school.mosreg.ru/teachers
https://resh.edu.ru/

1
1

0
0

0
0

1
1
1
34

0
0
0
0

0
0
0
0

людей.
9.3
Сигналы светофора и регулировщика.
9.4
Дорожные знаки и дорожная разметка.
9.5
Опасные бытовые привычки на дороге.
Общее количество часов

https://www.yaklass.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/211965/library/custo
m/
https://school.mosreg.ru/teachers
https://resh.edu.ru/

1

https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes/211965/library/custo
m/
https://school.mosreg.ru/teachers
https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».