ВВЕДЕНИЕ
Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с
внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В
отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать,
составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические
действия, функциональная грамотность
-
уровень
знаний,
умений и навыков,
обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных
отношений,
который
считается
минимально
необходимым
для
осуществления
жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось оно в конце
60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход
исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования
связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих
знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним.
Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать
компьютерную, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте
функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности,
интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой
человеческой деятельностью.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности
становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые
знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание;
стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего
школьника, безусловно, составляют метапредмет- ные универсальные учебные действия познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп
компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная,
математическая,
естественнонаучная)
соответствуют
предметам
учебного
плана
начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, ин'
формационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном
содержании.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Анализ
результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в
международных исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в достижении
младших школьников:
-
недостаточно владеют смысловым чтением;
-
не справляются с задачами на интерпретацию информации;
-
затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
-
не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Поэтому
авторы
программы
предлагают
начинать
формирование
навыков
функциональной грамотности именно в начальных классах.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для первого класса «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью
изучения
блока
«Читательская
грамотность»
является
развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью
изучения
блока
«Финансовая
грамотность»
является
развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью
изучения
блока
«Естественно-научная
грамотность»
является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
и
о-
предназначена для реализации в 1-4 классах начальной школы и рассчитана на 33 часа в 1
классе (при 1 часе в неделю), по 34 часа во 2-4 классах.
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по
своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных
сказок, второклассников – сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАСС
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских-народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
состаление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятков, задание
на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и
истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и ей
свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
мегапрсдмсгных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
-
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
-
осознавать личную ответственность за свои поступки;
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
-
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
-
использовать
различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
-
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
-
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от , it известного;
- делать предварительный отбор источников информации: I и и тироваться в
потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию,
-
ш щученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и I руннировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познаательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу;
-планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
-
способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
-
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
-способность проводить математические рассуждения;
-
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
-
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
-
понимание и правильное использование экономических терминов;
-
представление о роли денег в семье и обществе;
-
умение характеризовать виды и функции денег;
-
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
-
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
-
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
-
проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно- научная грамотность»:
-
способность
осваивать
и
использовать
естественно-научные
знания
для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний,. для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
-
способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия
«художественный»
и
«научно-познавательный»;
жанровое
сходство
и
различия
художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев
прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию
прочитанных
произведений,
эмоциональная
и
личностная
оценка
прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и
нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь,
логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур,
нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс
монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования
банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских
банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и
простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, пере- 1ной. С остав и свойства древесины. Названия овощей, выделение
среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
- использовать
различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
-
способность различать тексты различных жанров и типов;
-
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
-
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
-
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
-
способность проводить математические рассуждения;
-
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
-
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
-
понимание и правильное использование экономических терминов;
-
представление о банковских картах;
-
умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
-
представление о различных банковских услугах;
-
проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
-
способность
осваивать
и
использовать
естественно-научные
знания
для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов:
-
способность
понимать
основные
особенности
естествознания
как
формы
человеческого познания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана
текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение
слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные
доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
-
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
-
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
-
осознавать личную ответственность за свои поступки;
-
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
-
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
-
использовать
различные
способы
поиска,
сбора,
обработки,
анализа
и
представления информации;
-
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
-
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
-
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
-
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
-
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
-
преобразовывать информацию из одной формы и другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
-уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
-
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
-
способность различать тексты различных жанров и типов;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
-
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
-
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
-
способность проводить математические рассуждения;
-
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
-
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
-
понимание и правильное использование финансовых терминов;
-
представление о семейных расходах и доходах;
-
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
-
представление о различных видах семейных доходов;
-
представление о различных видах семейных расходов;
-
представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
-
способность
осваивать
и
использовать
естественно-научные
знания
для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
-
способность
понимать
основные
особенности
естествознания как
формы
человеческого познания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 КЛАСС
Читательская грамотность (занятия 1-8):
научно-познавательные
тексты;
основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы но содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная
грамотность
(занятия 9-16):
томат,
болгарский
перец,
картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее /
однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов,
сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая
грамотность
(занятия
18-25):
потребительская
корзина,
состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда,
страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их
значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на
товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследованиями;
- использовать
различные
способы
поиска,
сбора,
обработки,
анализа
и
представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполни геля, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
- способность
осваивать
и
использовать
естественно-научные
знания
для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
- способность
понимать
основные
особенности
естествознания как
формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность
формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Для реализации программного содержания используются учебные средства:
1. М.В.Буряк, С.А.Шейкина Функциональная грамотность 1,2,3,4 класс. Программа
внеурочной деятельности – М.: Планета, 2023г.
2. М.В.Буряк, С.А.Шейкина Функциональная грамотность 1,2,3,4 класс. Тренажёр
для школьников– М.: Планета, 2023г.
Учебно-тематический план
№
Наименование тем
Количество
часов
1 класс
1
Читательская грамотность
8 часов
2
Математическая грамотность
8 часов
3
Финансовая грамотность
8 часов
4
Естественно-научная грамотность
9 часов
Итого 33 часа
2 класс
1
Читательская грамотность
8,5 часов
2
Математическая грамотность
8,5 часов
3
Финансовая грамотность
8,5 часов
4
Естественно-научная грамотность
8,5 часов
Итого 34 часа
3 класс
1
Читательская грамотность
8 часов
2
Естественно-научная грамотность
8 часов
3
Проверочная работа
1 час
4
Математическая грамотность
8 часов
5
Финансовая грамотность
8 часов
6
Проверочная работа
1 час
Итого 34 часа
4 класс
1
Читательская грамотность
8 часов
2
Естественно-научная грамотность
9 часов
3
Финансовая грамотность
8 часов
4
Математическая грамотность
9 часов
Итого 34 часа