ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по индивидуальному проекту для 10–11 классов общеобразовательных организаций представляет собой методически оформленную концепцию требований и раскрывает их реализацию через конкретное содержание. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы и одним из эффективных факторов создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельной активности в обучении. Методика проектной деятельности позволяет использование передовых видов обучения, формирующих творческие способности: проблемного, развивающего, эвристического, личностно-ориентированного, межпредметного. Особенностью проектов на ступени среднего образования (10 - 11 классы) является их исследовательский, прикладной характер, а так же реализация педагогической идеи формирования у обучающихся умения учиться самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Рабочая Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся по программам основного общего образования. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся, направленную на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Индивидуальный проект выполняется обучающимся под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, художественно-творческой, иной) в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом. Результат завершённого учебного проекта должен быть представлен в виде публичной защиты в очной или дистанционной форме. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль 1 Методология проектной и исследовательской деятельности Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования. Проект как вид учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Типология проектов. Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект. Информационный проект. Практический проект. Управление проектами. Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Современный проект учащегося – дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Структура исодержание учебного проекта. Выбор темы. Определение целей и темы проекта. Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Определение источников информации. Определение способов сбора и анализа информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса. Определение способа представления результата. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения. Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и исследования. Проектный подход при проведении исследования. Исследовательские проекты. Основные понятия учебно-исследовательской деятельности. Феномен исследовательского поведения. Исследовательские способности. Исследовательское поведение как творчество. Научные теории. Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования. Построение гипотезы. Цели и задачи исследования. Обобщение. Классификация. Умозаключения и выводы. Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному). Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования). Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта (результатов исследования). Презентация и защита замыслов проектов и исследовательских работ. Структура проекта, исследовательской работы. Представление структуры индивидуального проекта (учебного исследования). Модуль 2 Ресурсы и условия реализации проектной и исследовательской деятельности Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации. Условия реализации проекта Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнесплан, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в проекте. Модели и способы управления проектами. Модуль 3. Трудности реализации проекта Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика». Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению. Модуль 4. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ Позиция эксперта. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка. Начальный этап исследования и его экспертная оценка. Модуль 5. Дополнительные возможности улучшения проекта Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии. Видим за проектом инфраструктуру. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. Модуль 6. Презентация и защита индивидуального проекта. Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные результаты: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на вопрос); действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач. умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: В результате изучения учебного курса «Индивидуальный проект» Ученик научится: базовым навыкам коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; базовым навыкам инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; базовым навыкам проектной деятельности; базовым навыкам постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов; умению излагать результаты проектной работы перед школьной аудиторией. Ученик получит возможность научиться: продвинутому уровню коммуникативной, учебноисследовательской деятельности, критического мышления; продвинутому уровню инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; продвинутому уровню проектной деятельности продвинутому уровню постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов; умению излагать результаты проектной работы перед внешкольной аудиторией: конференциях, фестивалях, конкурсах, семинарах различного уровня. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 2.1 2.2 2.3 Тематическое планирование Кол-во часов Модуль 1. Методология проектной и исследовательской деятельности (20) Понятие «проект». Теоретические основы 2 учебного проектирования Учебный проект: требования к структуре 2 и содержанию Планирование учебного проекта 2 Проектная и исследовательская 2 деятельность: точки соприкосновения Основные понятия учебно-исследователь2 ской деятельности Методологические атрибуты исследовательской деятельности. 2 Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования Методы эмпирического и теоретического 2 исследований Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта 6 (учебного исследования) Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности(8) Работа с информационными источниками. 2 Поиск и систематизация информации Планирование действий - шаг за шагом по пути к 2 реализации проекта. Источники финансирования проекта. 1 Сторонники и команда проекта: как эффективно 2.4 использовать уникальный вклад каждого участника. Модели управления проектом 2.5 1 2 Модуль 3. Трудности реализации проекта (8) 3.1 Переход от замысла к реализации проекта 2 3.2 Риски проекта 2 3.3 Практическое занятие. Анализ проектного замысла 4 Модуль 4. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (14) 4.1 Экспертная позиция 2 4.2 Предварительная защита проектных и исследовательских работ 4.3 Оцениваем проекты сверстников 4 4.4 Оценка начального этапа исследования 2 6 Модуль 5. Дополнительные возможности улучшения проекта(12) 5.1 Технология как мост от идеи к продукту 2 5.2 Инфраструктура. Свойства. 2 2 5.3 Опросы как эффективный инструмент проектирования 2 5.4 Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов 4 5.5 Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности Модуль 6. Презентация и защита индивидуального проекта (6 ч) 6.1 Презентация и защита индивидуального проекта 6