индивидуальный проект 10-11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по индивидуальному проекту для 10–11 классов
общеобразовательных организаций представляет собой методически
оформленную концепцию требований и раскрывает их реализацию через
конкретное содержание.
Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно
из условий реализации основной образовательной программы и одним из
эффективных факторов создания психолого-педагогических условий,
обеспечивающих развитие самостоятельной активности в обучении. Методика
проектной деятельности позволяет использование передовых видов обучения,
формирующих творческие способности: проблемного, развивающего,
эвристического, личностно-ориентированного, межпредметного.
Особенностью проектов на ступени среднего образования (10 - 11 классы)
является их исследовательский, прикладной характер, а так же реализация
педагогической идеи формирования у обучающихся умения учиться самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Рабочая Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой
обучающихся по программам основного общего образования.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся, направленную на формирование личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся под руководством
учителя (тьютора) по выбранной теме в любой избранной области
деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской,
художественно-творческой, иной) в рамках учебного времени, специально
отведённого учебным планом. Результат завершённого учебного проекта
должен быть представлен в виде публичной защиты в очной или
дистанционной форме.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль 1
Методология проектной и исследовательской деятельности
Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования.
Проект как вид учебно-познавательной и профессиональной деятельности.
Типология проектов. Исследовательский проект. Творческий проект.
Игровой проект. Информационный проект. Практический проект.
Управление проектами.
Учебный проект: требования к структуре и содержанию.

Современный проект учащегося – дидактическое средство активизации
познавательной деятельности, развития креативности и одновременно
формирования определенных личностных качеств. Структура исодержание
учебного проекта. Выбор темы. Определение целей и темы проекта.
Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Определение
источников информации. Определение способов сбора и анализа
информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и
процесса. Определение способа представления результата. Сбор и
уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор
оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные
инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения.
Проектная
и
исследовательская
деятельность:
точки
соприкосновения.
Проектная
деятельность.
Исследовательская
деятельность. Сходства и отличия проекта и исследования. Проектный
подход при проведении исследования. Исследовательские проекты.
Основные понятия учебно-исследовательской деятельности.
Феномен исследовательского поведения. Исследовательские способности.
Исследовательское поведение как творчество. Научные теории.
Методологические атрибуты исследовательской деятельности.
Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования.
Проблема исследования. Построение гипотезы. Цели и задачи
исследования. Обобщение. Классификация. Умозаключения и выводы.
Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы
эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на
теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез,
индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического
исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).
Практическое
занятие
по
проектированию
структуры
индивидуального проекта (учебного исследования). Инициализация
проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта,
исследования. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и
оценки продуктов проекта (результатов исследования). Презентация и
защита замыслов проектов и исследовательских работ. Структура проекта,
исследовательской работы. Представление структуры индивидуального
проекта (учебного исследования).
Модуль 2
Ресурсы и

условия реализации проектной

и исследовательской деятельности
Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация
информации. Информационная культура. Виды информационных
источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы,
технологии. Отбор и систематизация информации.

Условия реализации проекта Анализ необходимых условий
реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных
дисциплин.
Планирование
действий.
Освоение
понятий:
планирование,
прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.
Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование,
бизнесплан, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и
долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада
каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная
команда, роли и функции в проекте.
Модели и способы управления проектами.
Модуль 3. Трудности реализации проекта
Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий:
жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация,
утилизация.
Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.
Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по
переработке пластика».
Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим
мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников
по туризму и краеведению.
Модуль 4. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ
Позиция
эксперта.
Предварительная
защита
проектов
и
исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами.
Оценка
проекта
сверстников:
проект
«Разработка
портативного
металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его
экспертная оценка. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 5. Дополнительные возможности улучшения проекта
Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий:
изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.
Видим за проектом инфраструктуру.
Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий:
анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность,
выборка респондентов.
Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение
понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности
продвижения проектов в социальных сетях.

Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения
проекта.
Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской
деятельности.
Модуль 6. Презентация и защита индивидуального проекта.
Итоговая
презентация,
публичная
защита
индивидуальных
проектов/исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и
проведению.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
 личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
 действие смыслообразования (установление учащимися связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между
результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она
осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое
значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на
вопрос);
 действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,
обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных
и личностных ценностей.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
 готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в

различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
 умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач.
 умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
 умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
 осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
В результате изучения учебного курса «Индивидуальный проект»
Ученик научится:
базовым навыкам коммуникативной,
учебно-исследовательской
деятельности, критического
мышления;
базовым навыкам инновационной,
аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
базовым навыкам проектной
деятельности;
базовым навыкам постановки цели и
формулирования гипотезы
исследования, планирования работы,
отбора и интерпретации необходимой
информации, структурирования
аргументации результатов
исследования на основе собранных
данных, презентации результатов;
умению излагать результаты
проектной работы перед школьной
аудиторией.

Ученик получит возможность
научиться:
продвинутому уровню
коммуникативной, учебноисследовательской деятельности,
критического мышления;
продвинутому
уровню
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной
деятельности;
продвинутому уровню проектной
деятельности
продвинутому уровню постановки
цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы,
отбора и интерпретации необходимой
информации,
структурирования
аргументации
результатов
исследования на основе собранных
данных, презентации результатов;
умению
излагать
результаты
проектной работы перед внешкольной
аудиторией:
конференциях,
фестивалях, конкурсах, семинарах
различного уровня.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

1.7
1.8

2.1
2.2
2.3

Тематическое планирование

Кол-во часов

Модуль 1. Методология проектной и исследовательской
деятельности (20)
Понятие «проект». Теоретические основы
2
учебного проектирования
Учебный проект: требования к структуре
2
и содержанию
Планирование учебного проекта
2
Проектная и исследовательская
2
деятельность: точки соприкосновения
Основные понятия учебно-исследователь2
ской деятельности
Методологические атрибуты исследовательской
деятельности.
2
Построение гипотезы исследования. Предмет
и объект исследования
Методы эмпирического и теоретического
2
исследований
Практическое занятие по проектированию
структуры индивидуального проекта
6
(учебного исследования)
Модуль 2. Информационные ресурсы
проектной и исследовательской
деятельности(8)
Работа с информационными источниками.
2
Поиск и систематизация информации
Планирование действий - шаг за шагом по пути к
2
реализации проекта.
Источники финансирования проекта.
1

Сторонники и команда проекта: как эффективно
2.4 использовать уникальный вклад каждого участника.
Модели управления проектом
2.5

1
2

Модуль 3. Трудности реализации проекта (8)
3.1

Переход от замысла к реализации проекта

2

3.2 Риски проекта

2

3.3 Практическое занятие. Анализ проектного замысла

4

Модуль 4. Предварительная защита и экспертная оценка
проектных и исследовательских работ (14)

4.1 Экспертная позиция

2

4.2 Предварительная защита проектных и
исследовательских работ
4.3 Оцениваем проекты сверстников

4

4.4 Оценка начального этапа исследования

2

6

Модуль 5. Дополнительные возможности улучшения проекта(12)
5.1 Технология как мост от идеи к продукту

2

5.2 Инфраструктура. Свойства.

2

2
5.3 Опросы как эффективный инструмент
проектирования
2
5.4 Возможности социальных сетей. Сетевые формы
проектов
4
5.5 Оформление и предъявление результатов
проектной и исследовательской деятельности
Модуль 6. Презентация и защита индивидуального проекта (6 ч)
6.1 Презентация и защита индивидуального проекта

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».